Территориальные воды
Главное событие ближайших дней – третий фестиваль «Территория», который интеллигентно открывает великий Жозеф Надж.

Он бывал в Москве несколько раз, и всегда заново влюблял в себя публику. Впрочем, «заново влюблял» - это неверно. Видевшие хотя бы один спектакль Жозефа Наджа зрители становятся его поклонникам всерьез и надолго, так что удивляются, влюбляясь, только неофиты. Надж появился на гастролях в России на волне серьезной просветительской работы Французского культурного центра, несколько лет удобрявшего наши просторы «новой волной» французского современного танца. Надж, однако, даже в том пестром, богатом и талантливом контексте выделялся тонкостью взгляда и точностью выражений. Он оглушил московскую публику «Полуночниками» по Кафке, инсценировав фантасмагорию: порхали по сцене гигантские дядьки, какие-то темные личности с поднятыми воротниками обживали телефонную будку, возникали ниоткуда и пропадали в стенах - словом, делал Кафку былью, как делал бы автор, родись он хореографом. Надж как интеллектуал очень неравнодушен к отсылкам: культурным (кроме Кафки, ставил спектакли по прозе Борхеса, Бюхнера и Бруно Шульца), социальным (он приехал в Париж из Восточной Европы) и национальным (в силу происхождения). Но может, как в показанном когда-то на фестивале NET «Времени отступления» или в более позднем сольном «Дневнике неизвестного», быть камерным и глубоко лиричным. Даже тип, которому принадлежит Надж, уже уникален – он из редкого племени хореографов-режиссеров; отсюда и проистекают все удивительные свойства его спектаклей.

Неспроста этот человек пограничья всю свою жизнь ищет общие чувства у категорически разных людей. В ожидаемом на фестивале «Территория» спектакле он обращается к китайской «Книге перемен», а называет его в духе великого античного nihil на театральный лад – «Антракт» (1, 2.10). В нем все будет по-наджевски: никаких прямых цитат (да они, вообще-то говоря, в этом случае и невозможны), только фантазии, ассоциации и видения с помощью всех средств современного театра - от чуткого артистического тела до цифрового видео. Разве что слово, к которому он всегда относится с большим недоверием, из списка средств опять исключено. Четыре танцовщика и четыре музыканта постараются рассказать нам что-то ими самими открытое о глубинах человеческой психики и подсознания, о причинах поступков и, в итоге, о сложностях судеб. А в четверке танцовщиков будет и сам Надж. Дважды лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За лучший спектакль, показанный в России», живая достопримечательность города Орлеана, в котором он руководит Национальным хореографическим центром, любимец самых именитых фестивалей Европы, долговязый человек с лицом мудреца и пластикой Пьеро.
Конечно, своим присутствием Жозеф Надж помогает «Территории» утверждаться в статусе продвинутого фестиваля. Однако и вся остальная программа окончательно ушла от традиционного театра. В афише открытая репетиция оперы Леонида Десятникова «Бедная Лиза», перфомансы и интерактивные шоу, корейского производства physical theatre, мировые премьеры оркестровых сочинений и современных опер - в том числе Антона Батагова, Сергея Загния, Бориса Филановского. «ВД» будет знакомить с подробностями. А пока не пропустите также становящийся ежегодным проект «Золото осени» (26.09), на котором свою продвинутость показывают звезды балета обеих столиц. Как и прежде, он идет во МХАТе имени Горького и, как и прежде, представляет только лучшее и новое.