Труппа под руководством Михаила Левитина готовится к двойному юбилею. Театр миниатюр, у которого принял эстафету «Эрмитаж» был открыт в 1959-м, а значит, в будущем году ему исполнится 50. Если же припомнить более давнее прошлое, то можно сказать, что и все 115. Ведь именно столько лет прошло с тех пор, как в июле 1894 года купец Я.В. Щукин купил территорию сада «Эрмитаж» и реконструировал находившееся там старинное здание театра. В нем отыграл свои первые сезоны (с 1898-го по 1902-й) Московский Художественный Общедоступный театр - будущий МХАТ. Первые советские десятилетия театр служил площадкой для эстрадных выступлений. В октябре 1959-го он получил постоянную труппу и название Театр миниатюр, где, кстати, недолгое время проработал совсем молодой Владимир Высоцкий. В 1977-м худруком стал Михаил Левитин, вернувший театру название «Эрмитаж» и взявший курс на необычный для того времени репертуар. В 1982-м вышел спектакль, который артисты «Эрмитажа» называют своей «Чайкой» - «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов» по Даниилу Хармсу. Надо ли напоминать, что само имя Хармса было тогда под полузапретом. К слову, «Хармс! Чармс!..» и сегодня остается в репертуаре. Что бы ни ставил Михаил Левитин – прозу Маркеса, пьесы Цветаевой или своих любимых поэтов-обэриутов, все превращается в трагическую клоунаду. Так что его нынешний выбор – «Моя старшая сестра» Александра Володина на первый взгляд кажется удивительным. Для шестидесятых годов прошлого уже века эта пьеса была такой же экстремальной новой драмой, как для нас сегодня – тексты братьев Пресняковых. Речь в ней – о девушке, живущей, как и все, под гнетом советской идеологии, но не желающей принимать двойную мораль. Насколько актуальным может оказаться этот сюжет сегодня, когда идеализм и умение ходить не в ногу совсем вышли из моды, посмотрим на премьере. Ее сыграют в середине сентября, в главной роли – Ирина Богданова.
Кроме «Старшей сестры», к постановке в «Эрмитаже» принята пьеса Юлия Кима «Бессонница, или туда и обратно». Герои этого иронично-музыкального опуса – царь Павел Первый и драматург Капнист, автор «Ябеды». А решают они весьма насущный вопрос: насквозь ли прогнила России от взяток, или все еще впереди?..
Тем временем Сергей Голомазов, уже второй сезон возглавляющий Театр на Малой Бронной, твердо намерен пробудить свой многострадальный коллектив от спячки. Сезон открылся комедией «Я не Раппапорт!» в постановке Льва Дурова. В декабре Серегй Голомазов и Алексей Фроленков выпустят пьесу Джо Ортона «Что увидел дворецкий» – в театре полагают, что эта комедия положений непременно станет шлягером. Параллельно с этой работой Сергей Голомазов приступит в начале октября к репетициям знаменитой «Аркадии» Тома Стоппарда – одной из самых изысканных и интеллектуальных пьес конца ХХ века. И если столь амбициозный проект реализуется успешно, то многолетний кризис на Бронной можно будет считать преодоленным.