Еще в 2004 году театр «Современник» представил блистательный моноспектакль «Шинель» с Мариной Нееловой в роли Башмачкина. Осенью 2007 года Владимир Панков и его студия SounDrama создали театральный проект в двух частях «Гоголь. Вечера» по мотивам цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этой весной проект «Открытая сцена» представил спектакль «Горький Гоголь», в котором актеры и режиссер не только воспевают настоящий театр, но и пытаются проникнуть в гоголевский мир, осмыслить его с современных позиций. Одним Гоголем «Открытая сцена» решил не ограничиваться, а потому занялся подготовкой спектакля «Акакий А. Башмачкин», превью которого прошли в апреле этого года, а премьера намечена на 29 сентября.

История создания пьесы для проекта «Акакий А. Башмачкин» загадочна и необычна - в лучших традициях мистических рассказов Гоголя. Рассказывает драматург Олег Богаев: «Все началось в четверг 1998 года, сразу же после вручения мне премии «Антибукер» из рук тогдашнего замминистра культуры Михаила Швыдкого, я тяжело заболел (нарушение вестибулярного аппарата явилось следствием воспаления моего внутреннего уха). Я не мог ходить, стоять, сидеть и лежать – мир стал огромной палубой корабля, который попал в десятибалльный шторм. Одним словом, человек с неисправным вестибулярным аппаратом – это катастрофа. Так я попал в 1-ю градскую клинику, где меня удачно прооперировали. Меня поместили в палату на койку, на которой до меня лежал больной по фамилии Башмачкин. Реальная фамилия, и реальный факт! Его инициалы были А.А. На койке Башмачкина я пролежал 4 месяца, и постепенно приходя в себя от болезни, я стал интересоваться этим больным: он выписался за день до моего прибытия, родом из Ленинградской области, посетителей у него не было, лечился от глухоты (которая возникла от удара по голове). Повторяю, всё это не выдумано мной, это реальный факт. Именно реальное существование человека по фамилии Башмачкин меня поразило больше всего. Замечу, что за год до этого, мной была написана пьеса «Мертвые уши», где от гоголевских «мертвые душ» остались только постмодернистские «уши», и, возможно, автор наказал меня обратной иронией (по сей день я слышу одним ухом). Гоголь способен ответить: для меня тогда это стало более, чем очевидно. И тогда же, на койке Башмачкина мне приснился сон, в котором я пытался помочь его литературному однофамильцу найти шинель».

Режиссер спектакля - Владимир Мирзоев, а задействованные актеры - бывшие ученики его экспериментального курса во ВГИКе. После выпуска и педагог, и выпускники скучали друг по другу, поэтому решили вновь собраться для совместной работы. Сначала планировали возобновить дипломный спектакль «Мудрец» по А.Н. Островскому, но Мирзоев решил не входить в одну реку дважды, и предложил пьесу Олега Богаева. Количество персонажей в пьесе (около 30) подтолкнуло творческий коллектив еще на одно креативное решение - «наградить» актеров более чем одной ролью. Единственный, кто в спектакле играет лишь одну роль - и притом главную - Евгений Стычкин.

О творчестве Гоголя, метафоричности шинели и актуальности этой темы в наши дни высказываются сами актеры:

Анна Чурина: «Мир Гоголя – это целый космос и это на все времена. Ведь люди не слишком меняются от эпохи к эпохе. Шинель в своем путешествии повсюду натыкается на неправду, злодейства, эгоизм и, как лакмусовая бумажка, проявляет их. Грехи человеческие выходят на свет в ее присутствии. Может быть, она проводник Божьей воли? В нашем спектакле это не объясняется, остается тайной. Но зато ясно одно – когда Башмачкина и Шинель разлучают, между ними образуется некая пропасть, в которую проваливается весь остальной мир».

Жанна Воробьева: «Тема спектакля, на мой взгляд, актуальна всегда: как во времена Гоголя, так и сейчас. Вопросы добра и зла, любви и верности, равнодушия и скряжничества, прелюбодеяния и власти, души и предназначения, жизни и смерти... такие вопросы были, есть и будут. Здорово, когда можно задать себе эти вопросы, иметь возможность поговорить со зрителем еще раз на эти темы, и поговорить без навязываний морали и давления тематикой, а улыбаясь, играючи, в фонтанирующем стиле Владимира Мирзоева».

Рамиль Сабитов: «Когда мне предложили работать над этим проектом, я подумал: что такое шинель сегодня? Что можно украсть, чтобы это было похоже на трагедию маленького человека? Я думаю, что речь все-таки идет не о вещи, а о какой-то мечте или надежде, о вере, в конце концов. И трагедия Башмачкина, мне кажется, очень современна. Особенно в нашем государстве, в котором слабый человек, маленький человек всегда остается один на краю пропасти».

Мимо творчества Николая Васильевича и его юбилея, конечно же, не смог пройти и театр, названный в его честь. В Московском драматическом театре им. Гоголя тоже готовятся к торжественной дате. В октябре театр намерен представить спектакли «Ночь перед Рождеством» в постановке Сергея Яшина и «Портрет» в постановке Андрея Левицкого.