Почти весь свой отпуск «фоменки» пожертвовали на репетиции «Улисса». Спектакль ставит Евгений Каменькович, а заняты в нем «старики» театра и ученики из стажерской группы. Жену главного героя, роскошную и неверную Молли Блум сыграет Полина Кутепова. Впрочем, не только ее одну. Действующих лиц в «Улиссе» не намного меньше, чем было в реальном Дублине на 16 июня 1904 года – именно в этот день происходят все события романа, считающегося одним из самых сложных произведений литературы ХХ века.

В 1914 году не слишком успешный писатель Джеймс Джойс отважился на эксперимент: принялся писать роман, в котором события одного дня из жизни дублинского рекламного агента Леопольда Блума уподоблялись приключениям Одиссея, описанным Гомером. Отсюда и название: «Улисс» – латинский вариант имени Одиссея. В книге без малого 600 страниц – автор то и дело перескакивает с описаний внешней жизни героя и города (романом до сих пор можно пользоваться как путеводителем по столице Ирландии) на бесконечный внутренний монолог героя, измученного ревностью. Эмоционального пика действие достигает к четырем часам после полудня – именно в это время Блум рассеянно колесит по городу, прекрасно зная, что Молли принимает у себя очередного любовника…
Опубликованный в 1921 году, роман принес автору мировую славу, причем немного скандального характера. Описывая душевные движения своих героев, автор не оставил вниманием и их физиологию: все сексуальные и прочие желания человеческого тела описаны более чем подробно и названы прямыми, иногда непечатными словами. Каких только обвинений в свой адрес не услышал Джойс! Однако факт остается фактом: из «Улисса» вышла почти вся европейская литература ХХ века, включая, кстати, и Владимира Набокова.

Можно ли перенести события «Улисса» на сцену? Разумеется, нет! По крайней мере, в России за это до сих пор никто не брался. Но Евгению Каменьковичу, выпустившему полтора года назад «Самое важное» по букеровскому роману Михаила Шишкина «Венерин волос», заниматься «легкотней» как-то не к лицу. «Улисса» собираются выпустить на новой сцене, точной даты премьеры еще нет, да и имя исполнителя главной роли в театре пока тоже не называют – в процессе репетиций все может поменяться. Но в любом случае этот грандиозный театральный эксперимент заранее обречен стать событием.

Другой давний проект «Мастерской» – спектакль по Пушкину. Его осуществляет сам мэтр Мастерской Петр Фоменко, объединивший в одно целое три стихотворных произведения: поэму «Граф Нулин», «Каменного гостя» и «Сцены из «Фауста». Для тех, кто этого не слышал, уточним: так читать стихи, как это делают в «Мастерской», умели только в легендарной «Таганке» 60-х. И, собственно, больше нигде. Дата премьеры тоже пока не известна. Осенью «Мастерская» отправится в Испанию, на Мадридский фестиваль, со спектаклем «Волки и овцы». Московский же сезон театр начнет 25 августа спектаклем «Семейное счастие». И пока сезон не открылся, стоит поторопиться за билетами – тем более, что многие свои спектакли «фоменки» перенесли на новую сцену, так что попасть на них стало легче. В самом деле, чем мы хуже испанцев?!