Театр имени Гоголя готовится праздновать 200-летие русского классика. В начале сезона сыграют «Записки сумасшедшего» – моноспектакль недавнего выпускника «Щуки» Александра Лучинина, поставленный молодыми Юлией Быстровой и Андреем Левицким. Затем тот же Левицкий возьмется за «Петербургские повести». Худрук театра Сергей Яшин приступит к неизвестной и неизданной (она до сих пор существует только в рукописи) пьесе Александра Ремиза «Я… я… я…», тоже посвященной Гоголю. Ближе ко дню рождения писателя – он, напомним, родился 20 марта 1809 года по старому стилю (а по новому как раз 1 апреля) – Яшин обещает выпустить большой музыкальный спектакль по гоголевской «Ночи перед рождеством», и по слухам, спектакль уже заранее пригласили в Марсель, на фестиваль русской культуры.

Театр имени Ермоловой останется верен пьесам Александра Вампилова. Именно ермоловцы в 70-е годы прошлого века открыли никому неизвестного тогда сибирского автора, чьи пьесы тревожили тишь да гладь брежневского застоя. В 1979 году Вампилов написал и подарил Театру имени Ермоловой свою знаменитую «Утиную охоту» – с тем, чтобы Зилова играл молодой тогда Владимир Андреев. Премьеры этого спектакля автор уже не увидел – подобно своим непутевым героям, он ушел из жизни по нелепой случайности – утонул в Байкале. Сегодня Владимир Андреев репетирует спектакль по записным книжкам, отрывкам из пьес и рассказов Вампилова. Премьера намечена на середину будущего сезона. А уже в конце сентября молодой Вадим Данцигер выпустит легкомысленную комедию Жана-Клода Ислера «Легкой жизни никто не обещал», вслед за ним к работе приступил Александр Огарев – он поставит малоизвестную у нас драму Теннеси Уильямса «Весенняя гроза». В этом же сезоне ермоловцы обещают закончить свою «стройку века» – открыть в крыле исторического здания на Тверской малый зал на 150 мест с отдельным входом. И вот тогда-то склонная к экспериментам молодежь театра заживет, наконец, на всю катушку.

Тем времени Театр имени Вахтангова, худруком которого в прошлом сезоне стал литовец Римас Туминас, после некоторого затишья готовит сразу несколько спектаклей. Сезон откроется премьерой – 22 августа сыграют «Берег женщин». Однако о постановке литовского хореографа Анжелики Холиной правильнее говорить станцуют – потому что слов в ее спектакле нет, все свои эмоции артисты будут выражать танцем. По слухам, танцует молодежь Вахтанговского не менее выразительно, чем говорит. Сюжет спектакля – истории мимолетных романов, случившихся в порту между беженками и солдатами Второй мировой.

В начале ноября две одноактные пьесы выпустит и сам Римас Туминас: в «Тихой ночи» главную роль сыграет Ирина Купченко, а в «Последних лунах» – Василий Лановой. Общей темой постановок станет борьба с одиночеством и старостью, которая подступает внезапно и оказывается столь же невыносимой, как и взгляды самых близких, которым герои постепенно становятся в тягость. Вслед за этим Туминас выкинет свой главный козырь – трагедию «Троил и Крессида». Интрига в том, что даже сами шекспироведы признают ее самой… скучной пьесой Шекспира. Но Туминас, в прошлом сезоне взорвавший Москву необычной постановкой «Горя от ума», и не ищет легких путей. Пересказывать его замысел рановато, но, очевидно, нас ждет фантасмагория, живописующая абсурд и нелепость войны, в которой взрослые мужики (то есть греки и троянцы), словно мальчишки, посланы драться за ни кем из них не виданную Прекрасную Елену. Ее сыграет Мария Аронова.