Московский сезон начнется с выступлений лучших клоунов мира, которых привезет к нам Вячеслав Полунин. Не обойдется и без его знаменитого «сНежного шоу», на которое вполне можно отправиться всей семьей. А вот смотреть шоу Лео Басси и Джанго Эдвардса лучше взрослым – шутки у знаменитых европейских клоунов не только с привкусом сюрреализма, но и достаточно соленые. Кроме сольных клоунских концертов ожидается и «Конгресс дураков» – грандиозный гала-концерт, в котором помимо упомянутых выше примет участие комик-труппа «Маски» и другие клоуны – уточнить полный список гостей конгресса можно на сайте www.slavasnowshow.com

Константин Райкин выпускает в «Сатириконе» «Синее чудовище» - спектакль по комедии Карло Гоцци, который из-за непростого оформления и особых пиротехнических эффектов репетировался больше года. Обещают яркое, шумное представление, решенное в стиле комедии дель арте, с традиционными итальянскими масками и грандиозным фейерверком в финале. Премьера намечена на 12 сентября.

Знаменитый театральный экстремист Андрий Жолдак выпускает в «Школе современной пьесы» свою версию «Медеи», в которой действие античного мифа переносится в современную Москву. Спектакль называется «Москва. Психо», и ассоциация с известным триллером Хичхока не случайна. Жолдак продолжает свои авангардистские эксперименты с видео, так что действие спектакля развивается параллельно – на сцене и на экране, отчего эффект происходящего только усиливается. Москвичку по имени Медея играет Елена Коренева. Детей на сцене не убивают, кровью не мажутся, однако в спектакле есть много такого, что слабонервным (а также ярым ценителям классических интерпретаций) смотреть не стоит. Премьеру сыграют 23 сентября.

Болгарин Александр Морфов, на московском счету которого уже два хороших спектакля («Король Убю» в «Et Cetera» и «Пролетая над гнездом кукушки» в театре Марка Захарова) снова работает в «Ленкоме». На этот раз он ставит «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта. Немолодую даму, вернувшуюся в город своей нищей юности, и ее былое увлечение сыграют Мария Миронова и Александр Лазарев. От такого омоложения главных героев сюжет Дюрренматта станет еще более зловещим и смешным, ведь что бы ни ставил Александр Морфов, всегда выходит трагифарс. Премьера – 28-30 сентября, 1 октября в театре «Ленком».

Новость для поклонников сербской журналистки и драматурга Биляны Срблянович, чья «Мамапапасынсобака» уже шестой сезон идет в «Современнике»: в сентябре в театре имени Пушкина выходит спектакль по ее новой пьесе, причем автор обещает быть на премьере. Спектакль называется «Саранча», действие происходит в ресторане, а персонажи, как и положено саранче, едят не только то, что лежит в тарелках, но и друг друга. Эту жутковатую историю с неожиданным финалом ставит Роман Козак, а едоков сыграют Виктория Исакова, Андрей Заводюк, шоумен Николай Фоменко и другие. Премьера 25 сентября.

В конце сентября в Москве стартует уже третий фестиваль «Территория», среди организаторов которого – Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и Кирилл Серебренников. Его полное название – «Территория современного искусства», так что ждите авангардистских экспериментов.
5-6 октября художник и режиссер Дмитрий Крымов, получивший в этом году «Золотую маску» в номинации «Новация», покажет на фестивале сразу два новых спектакля – они будут играться в один вечер, на одной сцене, но в разных декорациях. Рабочее название первой части – «Родословная», вторая – «Шостакович», но общее название будущего представления – «Опус номер 7 и опус номер 8» (до этого Крымов на сцене «Школы драматического искусства» поставил всего 6 спектаклей).
На той же «Территории» венгр по происхождению и француз по паспорту, знаменитый хореограф-философ Жозеф Надж покажет свой спектакль «Антракт» по китайской «Книге перемен» – смотреть его рекомендуется не только любителям хореографии, но и всем прочим. Потому что любить современный театр и не знать Жозефа Наджа – все равно, что любить классическую литературу и не читать «Войну и мир».

Новый спектакль по своей пьесе репетирует Иван Вырыпаев, автор «Кислорода» и режиссер «Эйфории». Все подробности пока сохраняются в тайне. Премьера состоится осенью в ТЦ «На Страстном» – и пропускать ее, сами понимаете, не стоит.

Еще один московский спектакль тоже заранее обречен стать событием. Во-первых, потому, что он выходит в «Мастерской Петра Фоменко», во-вторых, потому, что его ставит Евгений Каменькович, а в третьих (или во-первых?!) он ставит «Улисс» Джеймса Джойса – самый значительный роман ХХ века. У тех, кто не читал этот 600-страничный фолиант, еще есть время – дата премьеры пока неизвестна, но намечена на конец осени.

И уже почти зимой – то есть в самом начале декабря, Кирилл Серебренников покажет свою «Трехгрошевую оперу» по Бертольду Брехту. Бандита по кличке Мэкки-нож сыграет Константин Хабенский.

В те же декабрьские дни начнется юбилейный 10-й фестиваль «NET», ежегодно знакомящий Москву со сливками европейского театра. Подробности программы в ближайшее время можно будет найти на сайте http://netfest.ru.