Посреди лета все с удвоенной силой стали вспоминать былое: МАМТ тешится «Золушкой» и «Несчастьем от кареты», а в театре Чихачева оживляют советскую оперетту. Ретро-настроения читаются в афише очень внятно. И в лидерах тут – и по масштабу, и по объему культурного шлейфа – балет Сергея Прокофьева «Золушка» в Музыкальном театре имени Станиславского. Партитуре больше полувека, но она сразу после появления стала настоящим хитом балетного театра: как будто сказка, на самом деле сгусток мифологем, скрытые и полуосознанные мечты взрослого человечества. Рядом с другой прокофьевской громадой, «Ромео и Джульеттой», этот балет выглядит изящным и даже камерным. Однако беглое сравнение обманчиво. В практике мирового театра из этой многодонной симфонической сказки вычитывали космизм и сюрреализм. Только в Москве за последние десять сезонов танцевали несколько «Золушек». Старательные зрители видели гламурно-отстраненную версию Мийо; сказочную - Театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева; емкую, углубленную замечательной сценографией «Золушку» Юрия Посохова в Большом и, наконец, невозможно пронзительную «Золушку» француженки Маги Марэн. Спектакль МАМТа не претендует на открытие новых миров – это давно известная трехактная постановка Олега Виноградова, видевшая разные сцены, и на нее не страшно идти с детьми: окружающее влюбленных общество глупо, но дружелюбно, мотивов инцеста нет, испытания принца самые невинные. Составы еще не определены, а вообще в театре три замечательные Золушки и целых семь (!) прекрасных Фей (30, 31.07).
В том же театре идут две старинных маленьких оперы «Несчастье от кареты» и «Остров любви». Если вам нравится смотреть по телевизору наивные антикварные водевили, то и это зрелище для вас. Обе написаны в XVIII веке, во времена тяжелого детства русской оперы в прогрессивном по тогдашним меркам комическом жанре. «Несчастье от кареты» писалась в Петербурге и впервые увидела рампу в августейшем присутствии императрицы Екатерины II; «Остров» купили в Париже, тоже для придворного театра. Штучки раритетные, много разговорных диалогов, словом, полюбопытствуйте (28.07).
А если «папино кино» бередит всерьез, доберитесь до Кузьминок. В Театре под руководством Геннадия Чихачева будет «Даешь оперетту!» по советским оригиналам (29.07). Если кто не в теме, советская оперетта – это не только куплеты плохого чиновника, строящего козни прогрессивным комсомольцам. Здесь есть светлые и легкие, прекрасные по мелодике образцы жанра от Исаака Дунаевского. Правда, вызывает сомнения формат - шоу-спектакль в двух действиях (29.07), но все же, все же. По сюжету примадонна, маэстро и режиссер попадают к жителям поселка «Советская оперетта». Не ахти как забористо, но, во-первых, ничуть не уступает прочим сходным шоу, а во-вторых, в качестве рамки для избранных опусов оперетты вполне приемлемо. Кроме Дунаевского, будут мелодии Юрия Милютина, Евгения Птичкина, Тихона Хренникова – все они остались в советской эпохе и теперь облагорожены ностальгической дымкой.
Если уж копать совсем в глубь веков, то меломанскую активность придется перенести в музеи-усадьбы. Там со средневековыми гармониями разбираются, каждый на свой лад, ансамбли «Мадригал» (2.08) и Pfeyffer (3.08). Работают они на одном поле старинной музыки, но у каждого своя специфика и предпочтения. Что важно, интерьеры для этой музыки очень правильные – что колоннада Архангельского, что дворец-музей Шереметевых.