В театральной Москве уже начался мертвый сезон - большинство театров закрылись, и актеры снова выйдут на сцену теперь только в сентябре. И тем не менее, если задаться такой целью, то даже в середине лета в нашем городе можно увидеть несколько достойных спектаклей.

Провести вечер можно в Театре Романа Виктюка, посетив легендарных «Служанок» – культовую постановку рубежа 80-х и 90-х. Этим спектаклем Виктюк нарушил все гласные и негласные табу советского театра. Поставил пьесу знаменитого Жана Жене, тончайшего интеллектуала, вора, гомосексуалиста и тюремного сидельца, в СССР почти не издававшегося, да к тому же выполнил волю автора – поручил роли преступных служанок и их изысканной госпожи мужчинам. Мужчины надевали юбки и, извиваясь в такт песням Далиды, декламировали строчки Жене как стихи. Зал не только пьянел от ароматов пряного порока, но захлебывался в атмосфере вызывающей свободы…
Год назад, к своему 70-летию, Виктюк выпустил очередную версию «Служанок». Они и сегодня смотрятся неплохо, но теперь не столько завораживают, сколько вызывают ностальгию по тому эстетству, которое Роман Виктюк когда-то пытался сделать нашим театральным мейнстримом.

Во время мертвого сезона можно сходить в антрепризу. Последнее время ею не брезгуют очень даже неплохие режиссеры. На этой неделе Александр Марин, в прошлом – актер и режиссер «Табакерки», выпускает в «Империи звезд» спектакль «Почтальон всегда звонит дважды».
А в «Независимом театральном проекте» идет «Госпиталь Мулен Руж». Создатель этой антрепризы Эльшан Мамедов по образованию – театровед, что служит некоей гарантией если не качества, то, по крайней мере, вкуса в подборе пьес. В «Госпитале…» трагикомедию о буднях времен Первой мировой разыгрывают два поколения хороших артисток: Татьяна Догилева, Людмила Артемьева, Олеся Железняк и Алина Сергеева.

Ну, и конечно, «Современник», по традиции, закрывающий сезон позже других. Располагается он все там же, на Чистых прудах. Зрители старшего поколения могут вспомнить, что когда-то, в дни своей юности, театр находился недалеко от метро «Маяковская». Это правда, но с тех пор прошло полвека, и «Современник» не только переехал, но и сильно изменился. У тех, кто давно в нем не бывал, есть возможность познакомиться с молодой частью труппы. Ольга Дроздова, Дарья Белоусова, Полина Рашкина и Галина Петрова разыгрывают спектакль Нины Чусовой «Мамапапасынсобака» – этакий «жесткач», новую драму из жизни дворовых ребятишек нашего времени. Марина Александрова и Иван Стебунов играют Софью и Чацкого в таком же жестком и непривычном «Горе от ума» Римаса Туминаса (если вы любите театр, пропахший нафталином – это не для вас). А Владислав Ветров (Ставрогин), Сергей Юшкевич (Рассказчик) и Елена Яковлева (Хромоножка) играют в «Бесах» – театральной работе киноклассика Анджея Вайды.