Если честно, то все главные премьеры сезона могут оспаривать одну и ту же номинацию – «самая спорная постановка». Взять хотя бы «Роберто Зукко» Камы Гинкаса в МТЮЗе. «Ну что это за история?!», – возмутитесь вы. Парень убил папу с мамой, полицейского и ребенка, соблазнил малолетнюю, а строит из себя чуть ли не Гамлета?! А вот такая, знаете ли, история. Ее автор, Бернар-Мари Кольтес, – один из самых талантливых и уж точно самый таинственный драматург конца минувшего века.
Первую русскую версию пьесы поставил режиссер Кама Гинкас. Поставил так, как только он и умеет: чтобы зритель, уйдя из зала, еще долго мучился неразрешимыми сомнениями. Обаятельного кровопийцу Зукко играет Эдуард Трухменев, а кроме него на сцене почти непрерывно существуют два клоуна, они же уличные зеваки, полицейские и тюремные охранники, поигрывающие топориком и придающие кольтесовскому сюжету слегка достоевский колорит. После финальных аккордов группы «Джанго», чьи полные хрипловатого драйва песни звучат в спектакле, публика на какое-то время замирает, будто не сразу приходя в себя. И только после паузы начинает хлопать.

«Горе от ума» в «Современнике» – тоже шок, но совсем другого рода. Комедия Грибоедова в интерпретации литовца Римаса Туминаса больше напоминает притчу о загадочном варварском народе, не умеющем наполнить уютом родное гнездо, и в то же время сиротски жмущемся к огромной теплой печке – она же колокольня Ивана Великого. В спектакле много хороших актерских работ: и у Сергея Гармаша (Фамусов), и у Ивана Стебунова (Чацкий), и у Марии Александровой (Софья). И все же самые грандиозные сцены – массовые. Незабываемый момент: тупая, хмурая, словно из сбесившихся марионеток составленная массовка – гости на балу у Фамусова – вдруг всей толпой устремляется к рампе, чуть не падая на зрителя. Если в этой пестрой, агрессивной и жалкой толпе вы не боитесь узнать самого себя – значит, это спектакль для вас.

После столь неожиданных зрелищ «Бесприданница» Петра Фоменко может показаться классическим и немного скучным спектаклем. Однако это только на первый и невнимательный взгляд: самых разных тонкостей и неожиданных поворотов известного сюжета в спектакле предостаточно. В любом случае, обязательно надо посмотреть на Полину Агурееву в роли Ларисы и Евгения Цыганова, сыгравшего ее горе-жениха Карандышева. Да и само новое здание «Мастерской», в котором играют «Бесприданницу» – стоящее зрелище.

Ученик Петра Фоменко Сергей Женовач, у которого уже тоже есть ученики, не так давно открыл с ними театр – он называется «Студия театрального искусства». Недавняя премьера «женовачей» – «Битва жизни» по роману Диккенса – больше похожа на открытую репетицию. Впрочем, каждый звук, жест, и даже то, как ложатся тени на сумеречной сцене, здесь продумано и выверено. Словом, если хотите знать, что такое театр хорошего тона – вам сюда.

Поклонникам авангарда надо непременно успеть на «Кармен. Исход» Андрия Жолдака в Театре Наций. Тут и роскошный видео-арт, и сюжет Мериме, превращенный в новую драму, и неожиданная Мария Миронова. Кстати, пока вы еще только собираетесь на «Кармен», Жолдак выпускает в «Школе современной пьесы» свой новый спектакль под названием «Москва. Психо». В конце сезона играют превью. А премьера явно станет заметным событием, но уже в следующем сезоне.