В самом начале лета притаился фестиваль современного танца «Рампа Москвы». Неказистый и странный, он, конечно, не представляет этот жанр во всей красе, скорее позволяет увидеть некоторое его отражение.

Родившийся 1999 году, официальный фестиваль современного танца с самого начала выглядел своеобразно. Если обратиться к истокам и изучить официальный сайт «Рампы Москвы», то можно прочесть, что главная цель фестиваля: «поддержка авторов и исполнителей, наследующих традиции классического балета, но трактующих его с позиций меняющегося времени; использующих современные средства художественной выразительности и театральной эстетики, ведущих к обогащению искусства танца во всех его профессиональных проявлениях». Эту казенную белиберду трудно назвать концепцией, имеющей отношение к contemporary dance. Вот родовой травмой – пожалуй.

За прошедшие годы фестиваль худо-бедно сохранял умеренность и аккуратность. Формат его сам собой сложился камерный, гости были то получше, то похуже; за российский танц-театр почти всегда отдувались хозяева – группа современного танца Камерного балета Москва. «Русская часть» иногда захлебывалась в танцевальном графоманстве, а иногда выстреливала достойным спектаклем вроде шестилетней давности «Взлома», который поставил голландец Пол Селвин Нортон. В любом случае фестиваль уже заработал себе очки. К седьмому разу хозяева представят две свои премьеры – поставленный в этом сезоне балет Terraclinium Никиты Дмитриевского и совсем свежую «Свадебку» на культовую партитуру Игоря Стравинского в постановке Ларисы Александровой.

Гостей в этом году ожидается трое. Туринский Театр балета (Balletto Teatro di Torino) больше тридцати лет назад основала Лоредана Фурно, прима балерина Театра Реджио. Ей пришла в голову не самая оригинальная, зато плодотворная идея скрестить классический балет с драматическим искусством. Добавлять в этот союз еще и известную программную музыку донне Фурно показалось излишним, так что спектакли ставятся на известные сюжеты с оригинальной музыкой. Сюжеты ходовые, в особой цене Шекспир с «Гамлетом», «Ромео и Джульеттой», «Сном в летнюю ночь» и так далее.  А в том году, когда возникла «Рампа Москвы», туринцы совершили качественный прорыв: добились разрешения от Фонда знаменитого американского хореографа Хосе Лимона в Нью-Йорке включить в репертуар театра спектакль There is a time, одну из самых известных постановок классика современной хореографии. В том же году основательница предложила место у штурвала своему самому талантливому ученику Маттео Леваджи. Он тоже получил классическое балетное образование, но ничто современное ему не чуждо – в этом можно будет убедиться на спектакле итальянцев «Трилогия».

Из Киева приедут совсем зеленые Black O!Range – компания хореографа и преподавателя модерн-джаз танца Антона Овчинникова. Танцуют они, понятно, нечто на стыке джаза с contemporary dance, а привезенный «Синдром параллельности» – их первый настоящий большой спектакль, поставленный по мотивам рассказа Маркеса «Глаза голубой собаки».

Главный сюрприз – труппа австрийки Эдитты Браун. Постановки этой отлично образованной уроженки Зальцбурга насквозь просолены социальной подоплекой. Со своей труппой она успела поработать в Индии, Узбекистане, Египте и Сенегале, поскольку считает, что с помощью танца взаимно дополняет жизнь в странах третьего мира и в сытой Западной Европе. Открытость миру ведет к стилистическим последствиям: в ее постановках мирно уживаются и находят способ самовыражаться танцовщики, актеры, музыканты, художники по свету, мастера визуальных жанров. Был бы внятный замысел, а уж каким образом его выражать – дело вкуса.