Каждый год фестиваль «Золотая маска» становится самым ярким событием театрального сезона, а его премия остается самой престижной театральной наградой страны.

Особенностей у нынешней «Золотой маски» было три. Первая формальная: впервые за всю историю феста афиша музыкального театра почти вдвое превысила афишу драматического. Вторая особенность кроется в частных номинациях: впервые на «Маске» выделили художников по свету в музыкальном театре, и впервые были представлены три современных композитора. Наконец, последняя, самая приятная особенность: прошедший сезон оказался на редкость урожайным, и афиша выделялась и количеством, и качеством работ.

«Электра». Мариинский театр, Санкт-Петербург
Номинация: Лучшая женская роль в опере
Лауреат: Лариса Гоголевская
Голос Гоголевской имеет странное свойство: ария закончилась, а сидишь, как пригвожденный, не в силах двинуться с места. Мало того, какую бы нездешнюю героиню ни изображала эта неидеальных пропорций актриса, возникает ощущение, что ты знаком с ней давно. На «Золотой маске» сразу стала близка и понятна чешская крестьянка Костельничка из «Енуфы», ради чужого счастья взявшая на себя смертный грех. А до того потрясла античная бунтарка Электра, женщина тоже неслабая, решительная, пол-оперы точившая для родной матери топор. По итогам Электра-Гоголевская перепела Костельничку-Гоголевскую – несмотря на обилие в номинации отличных работ, «Маска» за лучшую женскую роль в опере все равно бы досталась замечательной петебурженке. Награда – отличное дополнение к ее короне лучшего сопрано Вагнера в России; за роль Изольды из его оперы Гоголевская тоже получала «Маску».
Ближайший спектакль: Мариинский театр. 25 июня. (812) 326-41-41

«Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Номинация: Лучший спектакль в опере
Номинация: Лучшая работа дирижера в опере
Лауреат: Марк Минковски
Прежде эту оперу в России не исполняли. В вечной истории запретной любви участвуют брат и жена другого брата. Сюжет отягощен не только понятиями чести и порядочности, но и ароматом времени создания: Дебюсси писал на либретто Метерлинка на рубеже XIX-XX веков, так что романтизм подернут дымкой обреченности и печали. Историю воплощала французская постановочная команда и сборная французских и русских вокалистов. А под руками знаменитого европейского маэстро театральные оркестранты превратилось в высокопрофессиональный ансамбль, чуткий к каждому неуловимому акценту в музыке и каждому едва заметному жесту дирижера. Получилась полноценная музыка импрессионизма, словно мерцающая в лунном свете. Симфонический Дебюсси как будто не новость, а вот за Дебюсси оперного, да еще такого качество – спасибо Марку Минковски.
Ближайший спектакль: МАМТ, сезон 2008/2009. 629-28-35

«Пробуждение Флоры», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Номинация: Лучший спектакль в балете
Номинация: Балет/современный танец – работа балетмейстера.  
Лауреат: Сергей Вихарев
Пышный балет в одном действии на музыку Риккардо Дриго – реконструкция спектакля 1894 года. Сделавший его Сергей Вихарев изрядно посидел в архивах и попотел в репетиционном зале, но работу сделал очень стильную. В те времена корпоратив для царской семьи предполагал не эстрадное безобразие, а добросовестный императорский балет, хоть бы и немасштабный. Больше всего он похож на оживленное дефиле античных мод, какими их представляли себе при дворах средневековых европейских монархов. В балете ничего сложного по технике, никаких заносок и фуэтэ, но от пританцовывающих ангелов во главе с Аполлоном, Флорой и прочими небожителями красота такая, что глаз не оторвать. Заказанный царским домом праздник удался даже через сто с лишним лет. 
Ближайший спектакль: Мариинский театр, сезон 2008/2009. (812) 326-41-41

«Евгений Онегин», Большой театр, Москва
Номинация: Лучший режиссер в опере
Лауреат: Дмитрий Черняков
Самая зрелая работа самого талантливого оперного режиссера России. Очень тонкий в нюансах и одновременно очень цельный спектакль, в котором режиссер умудрился обойтись без штампов. Чуть невротичная, чуткая Татьяна, чуть вальяжный, много думающий Онегин плюс галерея характеров Пушкина-Чайковского, из которых ни один не похож на своих предшественников. Вот что любопытно: этот спектакль как будто дал отсвет на вереницу предыдущих и последующих оперных премьер в Большом. Ничего подобного по художественным достоинствам в театре нет.
Ближайший спектакль: Большой театр. 7, 8 июня. 250-73-17

«После вовлеченности. Диптих. Часть 2», Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Номинация: Лучший спектакль в современном танце
Торжество справедливости. Лучший в России театр современного танца впервые за всю историю национальной премии получил награду за лучший спектакль. Его постановщик Татьяна Баганова уже награждалась персональной «Маской», но и она, и все заинтересованные жанров зрители не могли довольствоваться только этим. Спектакль с тяжеленным названием смотрится на одном дыхании. В нем читается морок и суета современного мира, но одновременно – нерастворимая ни в каких передрягах способность Багановой видеть красоту и радоваться жизни. Чудо, как обычно, делается из жизни. Например, артисты посыпают друг другу головы мукой через сито: взмах – и маленькая буря делает из обыденности сказку.  
Ближайший спектакль: Театр «Провинциальные танцы», сезон 2008/2009. (343)332-90-27

«В комнате наверху», Большой театр, Москва
Номинация: Лучшая женская роль в балете
Лауреат: Наталья Осипова
Юная, дико талантливая, по слухам, зубастая – у Натальи Осиповой есть все шансы стать настоящей большой звездой Большого. А пока выпускница московской Академии хореографии назло недоброжелателям, затирающим «выскочку», все активнее внедряется на ведущие партии и с детским удовольствием танцует в спектакле Твайлы Тарп «В комнате наверху». Солисток там нет, но Осипову нельзя не заметить – она без устали мелькает в акробатических прыжках. За это, собственно, и получила первую в своей жизни «маску».
Ближайший спектакль: Большой театр. 25, 26 сентября. 250-73-17

«Баронесса Лили», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
Номинация: Лучшая женская роль в оперетте
Лауреат: Валентина Кособуцкая
Питерские театралы со стажем помнят эту героиню юной звездой Музкомедии. Ныне Кособуцкая ничуть не изменилась, но перешла на характерные роли. В «Баронесса Лили» она блистает в роли романтичной старой девы: наивное розовое платьице с декольте и брови домиком только дополняют ее безукоризненную игру. Тем более заслуживающую внимания в оперетте, где легче легкого сбиться за грань хорошего вкуса.
Ближайший спектакль: Театр музыкальной комедии. 22, 24 мая. (812) 570 -53 -16

«Свадьба Фигаро», Театр оперы и балета, Новосибирск
Номинация: Специальная премия жюри музыкального театра
Лауреат: Теодор Курентзис
«За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма»;
Самый любимый в России молодой маэстро ныне мыкается на вольном хлебе. Пост главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета он оставил, однако продолжает работать с этим театром, и нынешняя «Свадьба Фигаро» не оставила зал равнодушным. Курентзис ввел в театральный оркестр музыкантов своего ансамбля Musica Aeterna, играющих на инструментах времен Моцарта, и дирижировал с большим азартом. Результат: откровенно слабая постановка получила премию за музыкальную часть.
Ближайший спектакль: Театр оперы и балета. Сезон 2008/2009. (383) 227-15-37

«Рассказ о счастливой Москве», Театр Олега Табакова, Москва
Номинация: «Лучшая работа режиссера в драме»
Лауреат: Миндаугас Карбаускис
Номинация: «Лучшая женская роль в драме»
Лауреат: Ирина Пегова
Тандем Ирины Пеговой и Миндаугаса Карбаускиса сложился удачно еще на студенческом спектакле «Фро» по рассказу Андрея Платонова – театральная Москва сразу заметила и актрису, и режиссера. Три года назад Ирина уже получала «Маску» за роль Сони в «Дяде Ване» того же Карбаускиса, у которого нынешняя награда – тоже вторая по счету, и обошел он на сей раз Льва Додина, Валерия Фокина, Юрия Бутусова, Евгения Каменьковича, Кирилла Серебренникова – всего пятнадцать номинантов. Ставя платоновский «Рассказ о счастливой Москве», Карбаускис боялся повторения «Фро», и потому звал на роль Москвы Честновой кого угодно, но только не Пегову. И все же понял, что никто так не сыграет эту роль, как его сокурсница.
Ближайший спектакль:  Театр Олега Табакова. 5 мая. 628-96-85.

«Король Лир», «Сатирикон», Москва
Номинация: «Лучшая мужская роль в драме»
Лауреат: Константин Райкин
Константин Райкин – абсолютный «рекордсмен» «Золотой маски» среди актеров. Грегор Замза, Контрабасист, Ричард III и, наконец, король Лир в его исполнении были оценены по самому высшему разряду. Райкинскому Лиру дано прозреть, но за прозрение он платит страшную цену. В начале ершистый и бодрый старик сражается за «статус», сотню рыцарей и тому подобную чушь. В финале он готов быть свободным «в скорлупе ореха» – в тюрьме с любимой дочерью. Испытание, ниспосланное ему, сдирает с него все наносное и возвращает гармонию. А в ней вину чувствуешь сильнее обиды, а жалость важнее справедливости.
Ближайший спектакль: «Сатирикон». 2 мая. 689-78-85

«www.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.net», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Номинация: Лучшая работа режиссера оперетта/мюзикл,
Лауреат: Кирилл Стрежнев
Номинация: Лучшая работа дирижера оперетта/мюзикл
Лауреат: Борис Нодельман
Мюзикл про поколение, предпочитающее сидение в чатах остальным радостям жизни. После знакомства по Интернету разворачивается история современных Ромео и Джульетты, и развязка у нее трагична. Фон – затюканные жизнью родители влюбленных и жуткая современная школа, где учат чему-нибудь и как-нибудь, но берегут честь учительского мундира. Режиссер свел в спектакле талантливых студентов, профессиональных актеров и труппу «Эксцентрик-балет», а дирижер объединил камерный симфонический оркестр и звучание синтезатора.
Ближайший спектакль: Екатеринбургский театр музыкальной комедии. Сезон 2008/2009. (343)251-85-84 

«Гроза», Магнитогорского театра драмы им. Пушкина
Номинация: «Лучший драматический спектакль малой формы»
«Гроза» в его постановке Льва Эренбурга родилась из этюдов. Про этот старый дедовский способ репетиций, когда персонажу хоть с единственной репликой сочиняется судьба, характер, прошлое, сегодня часто забывают из-за нехватки времени, но лучшего пока не изобрели. Режиссер предложил актерам показать ему какие-нибудь этюды на любом драматургическом материале. Те, конечно, расстарались, насочиняли этюдов сорок, в том числе и из «Грозы». В этой постановке, может, и не осталось половины текста, зато нет ни одного проходного персонажа, все истово любят, все несчастны и всех жалко.
Ближайший спектакль: Магнитогорского театра драмы им. Пушкина. Сезон 2008/2009. (3519) 37-12-24

«Жизнь и судьба», Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург
Номинация: «Лучший драматический спектакль большой формы»
Призер «большой формы» полностью оправдывает эту номинацию. В основе – огромный роман-эпопея, «Война и мир» ХХ века. Пять лет репетиций с поездками по концентрационным лагерям сталинизма и фашизма, изучением эпохи от исторической литературы до танцевальных стилей в поиске «обжигающих» впечатлений. Это то количество, которое не могло не перерасти в качество. Лев Додин создал образ «века-волкодава», увиденный сквозь призму конкретных судеб. Человеческое достоинство, возрожденное на военных передовых, но чаще попранное и растоптанное, становится ключевой темой додинской «Жизни и судьбы». Со страстью библейского пророка Додин ворошит, бередит прошлое, лишний раз убеждаясь, что оно никуда не ушло.
Ближайший спектакль: Академический малый драматический театр. 27 мая. (812) 713-20-78

«Иваны», Александрийский театр, Санкт-Петербург
Номинация: «Приз критики»
Лауреат: режиссер Андрей Могучий
Номинация: «Лучшая работа художника в драме»
Лауреат: Александр Шишкин
Критики любят Андрея Могучего и отдают ему уже второй раз свой спецприз. Что вполне логично: «Иваны» и предыдущий фаворит критики, спектакль «Между собакой и волком», образуют своеобразный диптих. «Иваны» – это апокалиптическая картина мира, которая нарисовалась у Андрея Могучего, пока он вчитывался в Гоголя – вчитывался и ужасался. Декорация Александра Шишкина, победившего в номинации «лучший художник», потребовала от дирекции Александринки «маленького экономического чуда», а зрителей заставила ахнуть.
Ближайший спектакль: Александрийский театр, сезон 2008/2009. (812) 312-15-45

«Демон. Вид сверху», Школа драматического искусства, Москва
Номинация: «Эксперимент»
Дмитрий Крымов не пошел по стопам своего отца Анатолия Эфроса, стал художником, книжным оформителем и сценографом. Но несколько лет назад впервые попробовал себя в качестве мастера курса сценографов, с которыми и стал сочинять свой причудливый театр художников. Гены взяли свое. «Демон. Вид сверху» поселился в зале «Глобус» – многоярусном шестиугольнике, который никто до него не осваивал. Зрители точно смотрят на мир с высоты птичьего полета. Только демон Крымова в отличие от лермонтовского, смотрит на мир с изумлением, жалостью и любовью.
Ближайший спектакль: Школа драматического искусства. 11 мая. 632-93-77

«Самое важное», «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Спецприз жюри: женскому составу спектакля (Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповой и Галине Кашковской)
Многослойный роман Михаила Шишкина «Венерин волос» превратился в стройный и стремительный спектакль, где каждая роль нарисована точно пером Нади Рушевой – легко, точно, единой изогнутой линией. Только Мадлен Джабраилова играет одну роль – певицы Изабеллы, ровеснице ХХ века, которая и «жить торопится и чувствовать спешит». Остальные актрисы играют по несколько ролей из разных стран и эпох. От русалки, в которую превратилась влюбленная девочка  с лягушачьей кожей, порезавшая себе вены от любви (Полина Кутепова), до училки Гальпетры, бесформенной старой девы, неумело обожающей чужих детей, в мохеровой шапке-нимбе и с летящей походкой восторженной первооткрывательницы (Кутепова Ксения) – все это грани женского очарования.
Ближайший спектакль: «Мастерская Петра Фоменко». 12 мая. 249-11-36

Спецприз жюри: «За возрождение Александринского театра»
Лауреат: Валерий Фокин
Разрываясь на два театра и два города, Валерий Фокин сумел провести уникальную техническую реконструкцию театра, но, главное – творческую. Разделил актерский состав на вспомогательный и основной. Договорился со многими культовыми режиссерами европейского театра о постановке классики – с Кристианом Люпой, Лукой Ронкони, Теодором Терзопулосом. Экспериментальную сцену отдал Андрею Могучему. И сам взялся за классику, выстраивая репертуар Александринки как единое целое. Сначала «Ревизор», а теперь «Живой труп», «Двойник» и «Женитьба» складываются в его собственную «петербургскую поэму».