Юрий Любимов выпускает спектакль по роману Франца Кафки, а театр Алвиса Херманиса играет в Москве три своих главных хита.
Cтавить «Замок» Франца Кафки Юрий Петрович Любимов собирался уже давно. Репетировать начал больше года назад, одновременно с «Горем от ума». Можно только гадать, как смотрелись бы две премьеры рядом: постмодернистски-шутливое «Горе от ума», где на сцену выходят сразу несколько Чацких, и строгий, аскетичный «Замок» по роману одного из самых странных писателей ХХ века. Нынешняя премьера приурочена к 23 апреля. Для незнающих поясним: в этот день родились не только Уильям Шекспир и Владимир Набоков, но и Театр на Таганке, основанный Любимовым в 1964 году.
В романе Кафки описывается тоталитарное общество, управляемое из некого замка, в который тщетно пытается попасть землемер К., нанятый туда на работу. В спектакле, оформленном самим Юрием Любимовым, этот замок появится в виде зависшей над сценой металлической конструкции с мигающими лампочками. Пытаясь пробраться в него, герои будут двигаться по кругу, ступая по специальным коврикам, минуя турникеты, соблюдая множество разных условий и условностей – и, тем не менее, не приближаясь к нему ни на шаг.
Истинные ценители «Таганки» согласятся, что театр этот – не политический (как его именовали в постсоветские годы), а поэтический. Не обойдется без поэзии и на этот раз: некоторые фрагменты романа будут выпеваться на мотив музыки Владимира Мартынова, к тексту «Замка» добавятся стихи Иосифа Бродского и отрывки из Библии. Словом, опытным театралам, знающим прозу Кафки и ценящим режиссуру Любимова, предстоит изысканное во всех смыслах зрелище. А неопытным стоит отправиться в театр хотя бы для того, чтобы увидеть 90-летнего патриарха русского театра (того самого, на которого уже лет тридцать равняется весь театральный мир), по ходу спектакля записывающего свои замечания за режиссерским столиком, а после энергично выбегающего на поклоны.
Латыш Алвис Херманис, режиссер и создатель Нового Рижского театра, в свои сорок с небольшим тоже успел приблизиться к театральному Олимпу. Во всяком случае, год назад он получил престижнейшую театральную премию «Европа – театру», которой в разные годы удостаивались такие гуру, как Лев Додин, Джорджо Стрелер, Гарольд Пинтер...
Во время нынешних московских гастролей, организованных фестивалем NET, мы увидим три спектакля Алвиса Херманиса, уже успевшие стать европейскими хитами. Во всяком случае, «Соня» по рассказу Татьяны Толстой, успела объехать все престижные фестивали. Побывала она прошлой весной и в Москве – в качестве гостя «Золотой маски». «Звук тишины» и «Латвийские истории» – две сравнительно новых постановки – в Европе уже игрались, а у нас пока нет. И пропускать их нельзя! Потому что спектакли Херманиса не только отточены по режиссуре и прекрасно сыграны, но еще полны такой смесью юмора и ностальгии по нашему общему советскому прошлому, что побывать на них – все равно что перелистать старый семейный альбом и увидеть собственных родителей. Такими, какими они были. Какими мы не увидим их никогда.