Постановки известного режиссера Алвиса Херманиса у театральных продюсеров идут нарасхват. Не осталось, кажется, ни одного уважающего себя фестиваля, от Сантьяго до Сеула и от Осло до Афин, который не пригласил бы к себе рижские хиты – «Долгую жизнь» и «Соню». Оба спектакля уже были в Москве, так что открывающая нынешние гастроли «Соня» приезжает, так сказать, на бис.

Третий – не лишний
Вроде бы все в «Соне» устроено поперек привычных представлений о том, как должен быть приготовлен душевный спектакль. Рассказ Татьяны Толстой про обманутую старую деву играют двое мужчин, один из которых прямо на глазах у зрителей превращается в нелепую тетку. Соня, которую играет виртуозный Гундарс Аболиньш, не произносит на сцене ни слова и лишь разыгрывает смешные интермедии из советского быта. Чем больше подробностей мирной жизни показывает актер, тем страшнее сцены в блокадном Ленинграде, когда Соня в пуховом платке и валенках идет через весь город спасать любимого (которого она никогда не видела, ибо это был лишь злой розыгрыш) от голодной смерти. Ради этих последних блокадных минут актеры полтора часа ломают комедию – но именно от сочетания клоунады и неподдельного драматизма у зрителя перехватывает дыхание.
По контрасту с «Соней» сборник «Латвийских историй» может оказаться слишком уж безыскусным. На сцене – солдат, отправляющийся по контракту служить в Ирак; воспитательница детского сада; похоронившая мужа женщина-шофер такси; бывший моряк, живущий на глухом побережье; два увлеченных театром детдомовца... Все персонажи имеют реальных прототипов в жизни. Как говорит Алвис Херманис, он хотел, чтобы в каждом конкретном случае на сцену выходил не просто актер, но и не «оживший» на подмостках человек из толпы, а как бы кто-то третий – плод встречи этих двоих. Так и получилось: каждый эпизод – не возвышенная художественная фантазия, но и не голая, скучная правда жизни. Можно сказать, Новый Рижский Театр рисует уникальный пейзаж современного общества. «Латвийские истории» похожи на социологическое исследование, выполненное не научными, а художественными средствами. Но гораздо важнее, что это бесценный опыт, в котором современный театр и сегодняшняя жизнь нашли общий язык.

Документальный театр
Вообще, режиссерскую манеру Алвиса Херманиса отличает пристальное внимание к повседневной жизни людей – все равно, сегодняшней или ставшей уже достоянием истории. Многие считают его театр «документальным», потому что режиссер высматривает, вычитывает, иногда даже выпытывает свои спектакли из реальности. Он ставит только о том, что знает и что помнит. В этом смысле российские зрители на его спектаклях оказываются в привилегированном положении. Ведь помним мы с ним примерно одно и то же, потому что выросли в одной стране. Однако память у Херманиса особая – очень внимательная к деталям, подробная, но лишенная как бесплодной ностальгии по прошлому, так и мстительного его отрицания.
Действие спектакля «Звук тишины» разворачивается в советской Риге в 1968 году. Ни одного живого актерского слова не произносится – только музыка знаменитого американского дуэта Пола Саймона и Арта Гарфункеля и эпизоды, рожденные актерскими импровизациями на заданные темы. Конечно, режиссер не хуже нашего помнит о том, что ставит спектакль про жизнь за железным занавесом, про времена тотальной несвободы. Но все-таки «Звук тишины» – не про глухие годы хмурого «совка», а про время молодости наших родителей. Такое, каким оно запомнилось и каким уже никогда ни для кого не будет. Херманис насмешливо и нежно рассказывает об утраченной навек невинности, оставшейся где-то там, посреди эпохи советского застоя. Больше того – о круговороте жизни и об иллюзиях, расставание с которыми печально, но упоение которыми, о чем тоже не стоит забывать, смертельно.

17- 24 апреля. Гастроли Нового Рижского театра в ЦИМе. 772-91-48