Как ни уверяй общественность, что современный танец в России пребывает в коме, а жанр исправно продолжает поставлять премьеры. Четыре лучших из них оказались в числе претендентов на «Золотую маску»

Искать в танц-спектаклях «Золотой маски» тенденцию – занятие бессмысленное, а в этом году особенно. Начнем по порядку, с «Песен Комитаса» (5.04) петербургской Танцевальной компании Натальи Каспаровой. Труппа известна своей всемирной отзывчивостью и стилевой всеядностью. Первое вылилось в легкий национальный окрас представления: Комитас – классик древней армянской музыки, родом из которой все ныне модные приверженцы world music. Стилевая всеядность определяет сумбурный танцевальный язык, в котором рядом с продвинутыми техниками всегда есть место джазовой оттяжке.  
«То, что я никому не сказал» (6.04) – постановка Ицика Галили, израильтянина и одновременно руководителя нидерландской танцевальной труппы Galili Dance, в пермском Балете Евгения Панфилова. После гибели отца-основателя труппа по инерции танцевала его спектакли, но всем было понятно, что рано или поздно появятся авторы со стороны. Приглашение Ицика Галили на первый взгляд кажется экзотикой, но при ближайшем рассмотрении, задумка сделать проект при поддержке посольства Нидерландов – вполне логична. Музыка – Гендель, Вивальди, Моцарт с щепоткой Эрика Сати. Язык – силовой, физически емкий модерн-балет. Авторский почерк жесткий, для этой труппы рефлекторно привычный. Учитывая, что танцуют все старые звезды – Мария Тихонова, Алексей Колбин, Алексей Расторгуев – спектакль выглядит вполне панфиловским по духу.
«Безнадежные игры» (11.04) представит знаменитый в узких кругах «До-театр». Эти петербуржцы представляют почти отсутствующий в Москве класс адептов высокого абсурда, круг Антона Адасинского, Миши Иванова, «Королевского жирафа», Глюкли и Цапли. У «До-театра» есть вкус к замешанной на сцендвижении высокой клоунаде и черному юмору. Обитают они между родным суицидальным пределом и славным городком Ахеном, что позитивизма в жизнь не добавляет. Так что добро пожаловать на игру о призраках на пустынном перроне. Если серьезно, то во всем списке номинантов это максимальное приближение к концептуальному contemporary dance. И если включить здравый смысл, конкуренцию «До-театру» может и должен составить только спектакль вечных фаворитов – «Провинциальных танцев» из Екатеринбурга во главе с Татьяной Багановой.
Опус «После вовлеченности. Диптих. Часть 2» (6.04) по-багановски ярок. Она вроде бы хотела поговорить о бессмысленности иллюзий, но ее волшебный мир форматирует серые будни на свой лад, и оказывается, что иллюзиями пронизано буквально все. Актеры тащат на сцену что-то зыбучее-сыпучее, общаются с громадными шарами, сыпется с неба мука, вызывая радость как от первого снега и трогая, как манна небесная. На место пессимизма приходит мудрая печаль. По сценической «картинке» это как будто Баганова времен «Свадебки» и «Кленового сада», но с ней явно что-то происходит. Наверное, взросление, которое неизбежно с течением времени и после вовлеченности.