Пока фестивальные страсти только разгораются, заглянем в театр имени Моссовета. На сцене «Под крышей» идет «Долгое путешествие в ночь». Пьесу Юджина О’Нила, более известную у нас под названием «Долгий день уходит в ночь», поставил Павел Сафонов, актер Театра имени Вахтангова, последние пять лет увлекающийся режиссурой. И, пожалуй, не без оснований. Во всяком случае, спектакль вышел куда осмысленней многих нынешних премьер. А игра Нины Дробышевой, настоящей театральной звезды, по стечению обстоятельств долго не получавшей больших ролей, достойна всех хвалебных эпитетов. 
В «Табакерке» выходит премьера «Отцов и детей» – театральную версию романа Тургенева выпускает Константин Богомолов, чью комедию «Много шума из ничего» сыграют в ближайшие дни на «Маске». Те, кто уже видел «Много шума…» помнят, что действие пьесы Шекспира Богомолов перенес из средневековых Мессин в Италию времен второй мировой. Некие временные сдвиги будут и в «Отцах и детях». Достаточно представить, что будильник на столе Павла Петровича сыграет сперва «Боже, царя храни», а потом «С чего начинается родина…». Сами же «отцы», то есть Павел Петрович в исполнении Андрея Смолякова и Николай Петрович – Виталий Егоров слегка напомнят о благополучных советских аристократах, проживавших на ведомственных дачах где-нибудь на Никулиной горе. Вот против них и будет бунтовать Базаров – Евгений Миллер.
А теперь взглянем на карту «Маски». «Иванов» Андрея Могучего сыграют в музее Всеволода Мейерхольда в Брюсовом переулке. Зал там маленький, но пропускать спектакль ни в коем случае не стоит. Могучий превратил гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в зловещую фантасмагорию, в которой невинная ссора двух старичков дорастает до размеров вселенской катастрофы. Слагаемые этого театрального апокалипсиса: оформление Александра Шишкина, изумительная музыка Александра Маноцкова и игра двух прекрасных питерских актеров, Николая Мартона и Виктора Смирнова.
На столь авангардном фоне «Живой труп» Валерия Фокина сперва может показаться чуть ли не хрестоматийным прочтением. Но это только на первый взгляд. Действие толстовского «Живого трупа» Валерий Фокин и художник Александр Боровский перенесли из Москвы в Питер, в роскошный особняк, лестничные пролеты которого увиты изысканным чугунным кружевом в стиле модерн. Здесь Федя Протасов (Сергей Паршин) пускается в загул не от пагубного пристрастия к зеленому змию, а от бешеного желания сохранить себя, не стать песчинкой, затерянной на гулких лестницах. По Фокину, его финальное самоубийство – не жест отчаяния и не благородный порыв, а осознанный выбор свободы – почти такой же, как уход Толстого из Ясной Поляны.
В рамках программы «Премьеры Александринского театра в Москве» покажут еще три постановки этого театра – о них см. на стр. В самом же конкурсе, в номинации «лучший спектакль большой формы», одним из главных соперников «Живого трупа» станет «Жизнь и судьба» Льва Додина и его «МДТ – Театр Еврпопы». Додин реализовал свой давний замысел: поставил роман Василия Гроссмана о судьбе советского ученого, находящегося перед выбором: научная карьера или спокойная совесть. Ученого играет Сергей Курышев, а его мать, ставшую узницей еврейского гетто и посылающую сыну прощальное письмо – Татьяна Шестакова. Оба актера – среди главных претендентов на «Маску».