Спектакль "Отцы и дети" ставит Константин Богомолов, чья лихая вариация на тему шекспировской комедии «Много шума из ничего» претендует в этом году на «Золотую маску».
На сей раз Богомолов взялся за Тургенева, сам написал инсценировку, поручил роль нигилиста Базарова Евгению Миллеру, его приятеля Аркадия – Андрею Фомину, а противостоящих им «отцов», Павла Петровича и Николая Петровича, – Андрею Смолякову и Виталию Егорову. Таким образом, отцы выйдут непривычно молодыми, да и весь спектакль будет опрокидывать хрестоматийные представления о тургеневском романе.
Накануне премьеры корреспондент ВД побеседовал с режиссером.  

- Почему Вы выбрали этот роман?
- Знаете, Чехов, перечитав «Отцов и детей», записал примерно следующее: какой прекрасный сатирический роман, какие удачные сатирические образы, особенно женские!.. Вот и я, начав перечитывать, подумал о том, какие перлы  можно разглядеть во взаимоотношениях героев, их отношениях с народом. Я очень люблю Владимира Сорокина, как-то мне довелось беседовать с ним по поводу его рассказа «Настя», написанного «под Тургенева», со свойственным Сорокину изысканным издевательством. «Русская литература 19 века – она как пленка покрывала дерьмо», сказал мне тогда Сорокин, имея в виду русскую действительность того времени. Если бы не революция 17-го года, не было бы в нашем сознании представления о потерянной прекрасной эпохе. Сознание людей того века было искалечено не меньше, чем сознание людей, вышедших из советского строя. Искалечено условностями, социальным строем, праздностью, рабовладением. Не даром же Тургенев, так тонко описывавший русскую природу, пишет о бесплодной земле, изможденных лошадях, крестьянах, которые уже с утра тянутся в кабак…
- На образ дяди и отца Аркадия вы взглянули иронически…
– Это все заложено в романе: Николай Петрович всю жизнь женился на дочерях хозяек квартир. Также случилось с Фенечкой, которая, пока была жива мать, пряталась от него, а потом матери не стало. «И куда было деваться Фенечке?..» – пишет Тургенев. Недаром Базаров, уезжая, произносит «Барчуки проклятые!» и добавляет про себя о Фенечке: «Пропадет!». Или, например, вся история Базарова с отцом – вы не задумывались, почему он три года не едет к родителям? Потому, что отец – бывший военный врач, выйдя в отставку, стал страшно пить. Базаров бежит из дому, потому что там нехорошо, удушливо, болезненно. Если все это учитывать, становится понятна ненависть Базарова к аристократии. А вот Аркадий – типичный мажор, бунтарство для него – модная одежка.
В «Много шума из ничего» вы перенесли действие из средневековой Италии в Европу времен второй мировой. Подобных временных сдвигов в «Отцах и детях» не будет?     
- Мы избегаем вульгарных приближений к сегодняшнему дню, но пытаемся  передать, что страна наша за все сто с лишним лет, прошедших со времени написания романа, особенно не менялась. Поэтому будильник на столе у Павла Петровича играет то «Боже, царя храни…», то «С чего начинается родина», а сам Павел Петрович будет напоминать Алексея Толстого – этакого советского благополучного барина, живущего где-нибудь на Никулиной горе. И Одинцова тоже будет из породы благополучных советских дам. Но прямых указаний на то, что все это происходит в советское время, не будет. Суть ведь не в идеологии. Суть в вечном противоречии между благополучными, сытыми людьми, живущими отдельно от народа, и самим народом.
- Базарова играет Евгений Миллер – актер острохарактерный.
- Мне было важно, чтобы Базаров не предстал в традиционном образе  болезненного, закомплексованного человека. Он ведь умеет получать удовольствие от жизни, он человек чувственный, а не идеологичный, это вокруг него – люди, одетые в костюмы условностей.
- Какая музыка будет звучать в спектакле?
- Советская плюс романсы Вертинского и некоторое количество иронических цитат из фильма «Смерть в Венеции», то есть из музыки Малера. Все это будет намеренно перемешано. Некий винегрет будет и в оформлении Ларисы Ломакиной. Такая же диковатая смесь всех стилей и эпох, как бывало в русских усадьбах.