Начнем с МХТ. Там идет «Сорок первый. Opus Posth» – спектакль по знаменитой в советское время повести Бориса Лавренева. Не стоит морщиться – литературные и прочие шедевры появлялись и во времена  идеологического гнета. Кстати, написав свою повесть в 1924 году, Лавренев чуть было не подвергся репрессиям - был объявлен «соглашателем» за то, что посмел проявить сострадание к своему герою, белому офицеру. Спектакль, поставленный сегодня Виктором Рыжаковым, вышел пронзительно-современным. А то, как Яна Сексте играет малограмотную революционерку Марютку, достойно самых высших похвал.
     Маяковский, как мы помним, получил официальное советское признание только после смерти. И оно сыграло с ним (то есть с нашим к нему отношением) злую шутку: вызубрив в школе «Стихи о советском паспорте», мы благополучно забрасывали том Маяковского раз и навсегда. А зря! Среди великих русских поэтов ХХ века Маяковский занимает совсем не последнее место. Да и певцом революции его можно назвать весьма условно – стоит вчитаться повнимательнее в его стихи и дневниковые записи, где он  писал о том, что революция была напрасна, а все  красивые люди вымерли…  Сходных взглядов придерживается режиссер Николай Рощин, чья театральная группа, возникшая десять лет назад еще в стенах РАТИ раньше именовала себя «Ship of Fools», а теперь называется «А.Р.Т.О». Маяковского Рощин и его артисты любят со студенческих лет, но поставить его знаменитую «Мистерию-буфф» решились только год назад по предложению директора театрального фестиваля в Нанси Шарля Тоджмана.
Во Франции, как выяснилось, очень любят Маяковского – хотя и читают в переводе. Словом, в ближайшие дни нас ждет очень необычное зрелище, которое, по словам самого Рощина больше напоминает не мистерию, а театр абсурда. Примечательно, что к названию спектакля добавят «Вариант чистых». Кто читал пьесу, помнит, что ее герои делятся на «чистых» (буржуазия) и «нечистых» (пролетариат). Но, как считает Николай Рощин, правдиво сыграть «нечистых» сегодня нереально – общество слишком обуржуазилось. Поэтому в его версии  сюжет Маяковского немного видоизменен: после Всемирного Потопа остатки человечества собираются в некой чеховской усадьбе, где  размышляют о строительстве Нового Ковчега. На сцене появляется и сам Маяковский, предлагающий своим персонажам  особый путь к спасению. Какой именно – пока еще держат в тайне. Зато уже известно, что в финале  герои споют «Интернационал», но в особой обработке, сделанной Иваном и Дмитрием Волковым.
А тем временем в «Табакерке» Константин Богомолов – тот самый, чью забавную версию шекспировской комедии «Много шума из ничего» участвует в этом году в конкурсе «Золотой маски», взялся за другой хрестоматийный сюжет – тургеневские «Отцы и дети». Премьеру сыграют 30 марта. Нигилиста Базарова сыграет Евгений Миллер, его главных антагонистов, Павла Петровича и Николая Петровича – Андрей Смоляков и Виталий Егоров. А его недостижимую мечту, то есть Анну Одинцову – саратовская прима Эльвира Данилина. Художник Лариса Ломакина оденет актеров  в классические фраки и кринолины и обещает вписать в крошечное пространство «Табакерки» интерьеры роскошных гостиных. И все же у тургеневского сюжета о вечном конфликте отцов и детей будет много точек сопряжения с современностью. Каким образом – увидим на премьере.