Последние сезоны Москва часто видела пристойный испанский фламенко, на слуху много новых имен. Но старая любовь не ржавеет: вот-вот приедет обожаемый публикой Балет Антонио Гадеса.
В прежние приезды этих испанцев Москва просто сходила с ума: зал брали штурмом, поклонники сбивались в фанатские стайки, а главная звезда и репетитор труппы Кристина Ойос, немолодая, стильная и магнетичная, не могла унести горы цветов. Сам Гадес «на раз» заводил зал и от этого заводился сам. Он казался высоким и бессовестно красивым, хотя не был ни тем, ни другим; его возносил сумасшедший по энергетике танец, от финальной «на бис» фарукки зал просто выл. Теперь, увы, старейшая в Европе авторская труппа приедет без своего отца-основателя. Великий танцовщик, укрепивший фламенко классическим балетом, Антонио Гадес умер четыре года назад. Даже из своего ухода он сделал красивый спектакль. Вместо того, чтобы лечь на очередную операцию (все прежние были вроде бы успешны), он прыгнул на яхту и поплыл на Кубу - провести оставшееся ему время с удовольствием.
Любовью к жизни Гадес умел заражать, и за четыре года труппа вряд ли этому разучилась.  Профессионализм же не растеряла наверняка – она все еще самая титулованная в Испании и самая известная в мире, а «Балет Гадеса» – патентованный брэнд. С хорошо окопанной вершины за такой срок не скатываются. Но испанцы разумно сочли, что после двадцатилетней паузы (последний раз они приезжали в Россию в 1987) звать старую публику на новый репертуар не стоит. И привозят хорошо известные российскому зрителю «Кармен» и «Кровавую свадьбу». В свое время фильмы другого знаменитого испанца Карлоса Сауры по этим спектаклям обеспечивали Гадесу гастрольный ажиотаж – и у нас, и по всему миру. Качественный фламенко здесь делался смыслом кино, легко соединяя законы фильма и танца: герои доводили фарукку в «Кармен» до невыносимого градуса и впивались друг другу в губы, а несчастливая соперница в «Кровавой свадьбе» испепеляла округу сегедильей.
Сегодня Балет Гадеса вряд ли рассчитывает, что публика сможет сравнить экранные «Кармен» и «…свадьбу» с живыми спектаклями и уж тем более не ожидают, что кто-то скрупулезно сличит выступления двадцатилетней давности с нынешними. Но, во-первых, старые поклонники в зале точно найдутся. А во-вторых, труппе сейчас предстоит самый трудный экзамен - на соответствие мифу о самих себе. Потому что видевший хоть однажды Балет Антонио Гадеса старой закалки легко отличит настоящий фламенко от попсы и ждет от старых знакомых настоящих эмоций.
Той же самой остроты эмоций можно ждать от оперы «Енуфа» Мариинского театра. Претендент на «Золотую маску», спектакль повествует о несчастной любви юной чешской крестьянки и о трагедии ее мачехи-Дьячихи, на свой лад строящей хрупкое женское счастье. Финал ужасен. Незаконнорожденный ребенок убит, полупомешанная Енуфа идет под венец с другим, а Дьячиху, тоже близкую к помешательству, забирают жандармы. Мрачную оперу начала ХХ века в России недолюбливали, и теперь Мариинский козыряет прежде всего нестандартным подходом к афише, а потом уже качеством постановки и прочтения заковыристой партитуры Яначека. Впрочем, этот театр умеет быть оригинальным, а уж по части высекания эмоций равных ему точно нет.