Производственная драма снова в моде. Но теперь ее герои не сталевары и строители, а манагеры среднего звена.

Собственно, в Европе пьесы на производственную тему из моды и не выходили, мы же до недавнего времени кривились от одного их упоминания, представляя фильмы и спектакли времен развитого социализма. Однако время изменилось, на работе мы по-прежнему проводим по 8 часов, а рабочий день сотрудника офиса, то есть манагера среднего звена, сегодня – одна из главных тем мировой драматургии.
В Театре имени Пушкина Роман Козак выпустил спектакль «Offиc». Пятеро подчиненных сидят в приемной, ожидая приезда шефа и готовясь сделать ему доклад. По жанру пьеса немецкого драматурга Ингрид Лаузунд – комедия, но страсти и страхи в ней – нешуточные. У пьесы есть и подзаголовк: «Вечер для людей с нарушенной осанкой». Вероятно, спектакль Романа Козака даст кому-то из нас шанс хоть немного распрямить спину. Как? Ну, конечно же, вдоволь похохотав над самими собой. Любая метафора здесь воплощается буквально. Если в пьесе сказано, что на сотруднице от волнения лица нет, то молодая актриса действительно появится без лица. А если, в пылу спора один упрекнет другого: «Ты всадил мне нож в спину», нож тут же появится в спине. Офисный этикет, а также особые офисные трюки и фокусы с удовольствие освоили пятеро молодых актеров – участники студии при Театре имени Пушкина.
Быту и бытию офисного народа посвящен и спектакль «Капитал». Свою пьесу живой классик постмодернизма Владимир Сорокин писал специально для Эдуарда Боякова и его «Практики». Действие происходит в каком-то крупном банке, глава которого в прямом смысле платит за все лицом. Собравшись на производственное совещание, больше напоминающее какую-то ритуальную сходку, сотрудники решают, на какую часть лица хирурги должны нанести новый шрам президенту банка – и тогда дела его детища будут процветать и дальше. Эту смесь мистики и едкого юмора Эдуард Бояков поставил в стилистике документального театра. Получилось немного поверхностно, но энергично, заразительно и временами смешно. Президента банка играет Игорь Гордин, прославившийся своими ролями в спектаклях Камы Гинкаса, и впервые попробовавший себя в новой драме.
В триллере «Человек-подушка», поставленном Кириллом Серебренниковым по пьесе Мартина Макдонаха, дело тоже происходит в офисе. Если, конечно, так можно назвать полицейский застенок в одной из стран Восточной Европы. Доброго и злого следователя виртуозно играют Сергей Сосновский и Юрий Чурсин, а самого подследственного – не менее виртуозный Анатолий Белый (о нем см. на стр.   ). Как и у прочих офисных сотрудников, у следователей есть свой этикет, свои понятия о добре и зле – в соответствии с которыми они и ведут дело, оборачивающееся совсем не тем, чем казалось в начале… Вот уже полгода, как об этот, мягко говоря, невеселый спектакль (речь идет о маньяке, убивающем детей) дружно «ломают копья» и критики и публика. Однако, как к нему не относись, на сегодня это лучшая постановка Серебренникова, да и вообще один из лучших спектаклей прошлого сезона. Чуткий же зритель наверняка распознает, что и посыл у «Человека-подушки» самый что ни на есть нравственный.
Алла Шендерова