Что бы там ни происходило в политике, театр – дело особое. В афише недели – пьесы современных британских авторов.

Напомним, что российская новая драма родилась не сама по себе, а после семинаров, которые проводили у нас в начале 2000-х драматурги и режиссеры лондонского театра «Роял Корт». Тогда же британцы активно знакомили нас со своими авторами.

Но вот странное недоразумение: комические триллеры ирландца Мартина Макдонаха последние сезоны ставятся в России не реже, чем Чехов. Пьесы Кэрил Черчил мы тоже если не видели, то, по крайней мере, слышали об их парадоксальных сюжетах. А о Дэвиде Хэрроуэре, чьи произведения за последние пару лет обошли все европейские сцены, знают только те, кто бывал на крупных фестивалях. Вот, например, пару лет назад в Эдинбурге пьесу Хэрроуэра «Черная птица» поставил сам Петер Штайн.

О Хэрруэре известно немного. Он родился в 1966 году в Эдинбурге, там же в 1997 году была поставлена его первая пьеса Knives in Hens («Ножи в курах»). Именно ее выпускает в московском театре-студии «Человек» латышский режиссер Гирт Эцис. В родной Риге он известен очень давно – на его счету более 30 ролей, сыгранных в Новом рижском театре у знаменитого Алвиса Херманиса (удостоенного в прошлом году престижнейшей премии «Европа-Театру»).

Свои режиссерские опыты Эцис начал еще в Риге, поставив экстремальную пьесу Сорокина «Достоевский-trip», высокие отзывы о которой доходили и до Москвы. Оставив Ригу, Эцис отправился профессионально учиться режиссуре в Магистратуре при Центре имени Мейерхольда. После этого поработал в Омском «Пятом театре», и вот теперь – ставит в Москве странноватую притчу Хэрроуэра.

Речь в ней идет о жизни обитателей Богом забытой ирландской деревни. Сами понимаете, если речь об Ирландии, то без колдуна не обойдется. В пьесе Хэрроуэра им оказывается мельник, сперва соблазняющий жену пахаря, а потом помогающий ей избавиться от мужа. После мельник уходит в город, а женщина предпочитает остаться в родной деревне, чтобы, как она говорит, «приблизиться к Богу». Чем кончится этот сюжет, и почему знатоки называют «Ножи в курах» одной из лучших пьес последних лет – узнаем на премьере.

Продолжить (или, наоборот, начать) знакомство с современной английской драмой можно, посмотрев в Театре имени Вахтангова «Королеву красоты» по пьесе Мартина Макдонаха в постановке Сергея Бычкова. Или отправиться в «Сатирикон» на «Сиротливый запад» того же автора в постановке Константина Райкина. В первом случае дочь убивает мать, долгие годы заедавшую ее жизнь, а во втором – сын высаживает отцу мозги из охотничьего ружья, а потом чуть было не повторяет опыт с братом. В общем, те еще сюжеты, но заметьте: зал на этих спектаклях хохочет, не переставая.

Отдохнуть от подобного экстрима можно на премьере МХТ имени Чехова «Сенная лихорадка». Комедия англичанина Ноэла Кауарда написана в 1925 году и, как говорится, проверена временем, а главную роль в спектакле сыграет Ольга Яковлева.

А теперь вернемся к сюжетам отечественным. В ТЦ «На Страстном» идет спектакль, поставленный выпускным курсом Школы-студии МХАТ «Хрустальный мир» по одноименному рассказу Виктора Пелевина. В рассказе два юнкера охраняют в 17-м году Смольный, в котором пока еще заседает Учредительное собрание, и твердо намерены охранять его дальше… Что случилось потом, все мы знаем из истории. А вот что будет с явно талантливым курсом Школы-студии (педагоги Роман Козак и Дмитрий Брусникин) и их режиссером Борисом Щедриным – пока неизвестно. Но хотелось бы, чтобы им повезло.