Лейла Гучмазова
29 декабря 2007

Большой театр: Половина успеха

Театральный год заканчивается летом, но самые лучшие постановки прошедшей половины сезона уже можно отметить. Тем более что все они красуются в афише и посмотреть их можно.

Самая ожидаемая премьера первого полугодия по традиции открывала сезон главного театра: Большой ждал новую «Пиковую даму», за которую взялись – напомним – дирижер Михаил Плетнев, художник Александр Боровский и режиссер Валерий Фокин. Новая старушка оказалась намного моложавее прежней, из которой уже сыпался песок. Музыка звучала как будто отмытая, свежая, каждое соло в оркестре получилось на славу проработанным и качественным. Сценография – не новое слово, но порадовала ожидаемым стилизаторством: кованые решетки Петербурга, мост-помост, колонны, несущие тайну, узорочье абрисных портретов.

Но…Собрано вроде бы правильно, а не едет. Точнее, ничем особым этот спектакль не берет зал. То ли заданный художником изыск черно-белого контраста остался «почти выдержанным», то ли стремления Валерия Фокина не наследить в чужом монастыре на самом деле только связало ему руки, но получилось что получилось. Заурядный Герман и слишком тщательная Графиня играют Станиславского, так что все намеки на подвластную режиссеру атмосферу тают, и спектакль корежит от такой нестыковки. Впрочем, оркестр и работа хора хороши сами по себе, так что и в будущем году слушайте «Пиковую даму» (24 – 27 января).

Корсар. Большой театр. Бирбанто - Ринат АрифулинЕще одно приобретение Большого формально относится к прошлому сезону – громадный, капитальный и даже перенаселенный «Корсар». Все этапы большого пути, по которым лет на пять раньше уже прошел Мариинский театр, реконструируя «Спящую красавицу» и «Баядерку», теперь одолела и столица. Получилось эклектичное зрелище про гаремных див, пиратов и старых сластолюбцев, которое при небольших оговорках выглядит вполне «во вкусе императорского двора». Трудно поверить, но вся махина трех актов смотрится легко, а шедевр Мариуса Петипа «Нескучный сад» с милой и трогательной стилистикой мелких изящных движений и мудреным общим рисунком танца выглядит ожившей фотографией. Правда, корифейки с тех времен изрядно потеряли в весе и разучились деликатно кокетничать, но это уже невосстановимый дух времени. В ближайшие два месяца «Корсара» не будет – театру непросто дается всеобщая мобилизация, но весной – смотрите непременно.

Урок. Большой театр. Учитель - Дмитрий Гуданов, Ученица - Нина КапцоваНаконец, «Урок» Жоржа Делерю в постановке Флемминга Флиндта, полная противоположность масштабному антиквариату. Скрученная модернистская одноактовка – любимый жанр среднестатистического мирового театра завелся и в афише Большого. «Урок» пока монтируют с «Шопенианой» и «Кармен-сюитой», соседство формальное, «по метражу», но посмотреть его стоит, поскольку это исключительное для России сочетание формата, жанра и качества постановки.

До конца сезона в Большом появятся еще три премьеры – опера «Кармен» Бизе (22 апреля) на языке оригинала и два балета – «Сильфида» Левеншелля (20 февраля) и «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (3 июля). 

Вываливающиеся старухи. Большой театр. Хор. - Алексей Ратманский (на фото)Показанный на фестивале «Территория» и Мастерских современной хореографии маленький балет-скетч «Вываливающиеся старухи» Леонида Десятникова в афишу не попал, хотя при небольшой отделочной работе мог бы стать отличным партнером тому же «Уроку». Это собрание танцевальных сценок по стихотворениям Николая Олейникова и Даниила Хармса сопровождается мелодекламацией (великолепный Марат Гали), а исполняется самой зеленой молодежью театра (с отчетливым удовольствием). На поверхности – капустник, буфф, художественное шалопайство. По существу – в клоунских ужимках возникает трагический мир на стыке экзистенциального ужаса и ужаса от конкретных событий конкретной страны; в гриме героя мелькает облик Мейерхольда, а злой дворник олицетворяет вечную враждебную художнику посредственность. Очень жаль, если «старухи» станут победителем в номинации «потеря года». Пока они не потеряны, и это вселяет надежду.

Отзывы о «Большой театр: Половина успеха»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.