Лейла Гучмазова
29 декабря 2007

Большой театр: Половина успеха

Театральный год заканчивается летом, но самые лучшие постановки прошедшей половины сезона уже можно отметить. Тем более что все они красуются в афише и посмотреть их можно.

Самая ожидаемая премьера первого полугодия по традиции открывала сезон главного театра: Большой ждал новую «Пиковую даму», за которую взялись – напомним – дирижер Михаил Плетнев, художник Александр Боровский и режиссер Валерий Фокин. Новая старушка оказалась намного моложавее прежней, из которой уже сыпался песок. Музыка звучала как будто отмытая, свежая, каждое соло в оркестре получилось на славу проработанным и качественным. Сценография – не новое слово, но порадовала ожидаемым стилизаторством: кованые решетки Петербурга, мост-помост, колонны, несущие тайну, узорочье абрисных портретов.

Но…Собрано вроде бы правильно, а не едет. Точнее, ничем особым этот спектакль не берет зал. То ли заданный художником изыск черно-белого контраста остался «почти выдержанным», то ли стремления Валерия Фокина не наследить в чужом монастыре на самом деле только связало ему руки, но получилось что получилось. Заурядный Герман и слишком тщательная Графиня играют Станиславского, так что все намеки на подвластную режиссеру атмосферу тают, и спектакль корежит от такой нестыковки. Впрочем, оркестр и работа хора хороши сами по себе, так что и в будущем году слушайте «Пиковую даму» (24 – 27 января).

Корсар. Большой театр. Бирбанто - Ринат АрифулинЕще одно приобретение Большого формально относится к прошлому сезону – громадный, капитальный и даже перенаселенный «Корсар». Все этапы большого пути, по которым лет на пять раньше уже прошел Мариинский театр, реконструируя «Спящую красавицу» и «Баядерку», теперь одолела и столица. Получилось эклектичное зрелище про гаремных див, пиратов и старых сластолюбцев, которое при небольших оговорках выглядит вполне «во вкусе императорского двора». Трудно поверить, но вся махина трех актов смотрится легко, а шедевр Мариуса Петипа «Нескучный сад» с милой и трогательной стилистикой мелких изящных движений и мудреным общим рисунком танца выглядит ожившей фотографией. Правда, корифейки с тех времен изрядно потеряли в весе и разучились деликатно кокетничать, но это уже невосстановимый дух времени. В ближайшие два месяца «Корсара» не будет – театру непросто дается всеобщая мобилизация, но весной – смотрите непременно.

Урок. Большой театр. Учитель - Дмитрий Гуданов, Ученица - Нина КапцоваНаконец, «Урок» Жоржа Делерю в постановке Флемминга Флиндта, полная противоположность масштабному антиквариату. Скрученная модернистская одноактовка – любимый жанр среднестатистического мирового театра завелся и в афише Большого. «Урок» пока монтируют с «Шопенианой» и «Кармен-сюитой», соседство формальное, «по метражу», но посмотреть его стоит, поскольку это исключительное для России сочетание формата, жанра и качества постановки.

До конца сезона в Большом появятся еще три премьеры – опера «Кармен» Бизе (22 апреля) на языке оригинала и два балета – «Сильфида» Левеншелля (20 февраля) и «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (3 июля). 

Вываливающиеся старухи. Большой театр. Хор. - Алексей Ратманский (на фото)Показанный на фестивале «Территория» и Мастерских современной хореографии маленький балет-скетч «Вываливающиеся старухи» Леонида Десятникова в афишу не попал, хотя при небольшой отделочной работе мог бы стать отличным партнером тому же «Уроку». Это собрание танцевальных сценок по стихотворениям Николая Олейникова и Даниила Хармса сопровождается мелодекламацией (великолепный Марат Гали), а исполняется самой зеленой молодежью театра (с отчетливым удовольствием). На поверхности – капустник, буфф, художественное шалопайство. По существу – в клоунских ужимках возникает трагический мир на стыке экзистенциального ужаса и ужаса от конкретных событий конкретной страны; в гриме героя мелькает облик Мейерхольда, а злой дворник олицетворяет вечную враждебную художнику посредственность. Очень жаль, если «старухи» станут победителем в номинации «потеря года». Пока они не потеряны, и это вселяет надежду.

Отзывы о «Большой театр: Половина успеха»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

9 мая (ср) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 9 мая (ср) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

26 апреля (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 26 апреля (чт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

14 мая (пн) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, комедия 14 мая (пн) | 19:00

Хит с Сергеем Лазаревым в роли Фигаро.

21 апреля (сб) | 18:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 21 апреля (сб) | 18:00

Семейная драма, щедро сдобренная черным юмором.

2 мая (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 2 мая (ср) | 19:00

Аккуратная версия скандально знаменитой поэмы.

28 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 28 апреля (сб) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

Хит

24 апреля (вт) | 19:00 | Театриум на Серпуховке, Театр наций, драма 24 апреля (вт) | 19:00

Бесспорный хит по рассказам Шукшина с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

Выбор редакции

3 мая (чт) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 3 мая (чт) | 19:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

7 мая (пн) | 19:30 | Современник, драма 7 мая (пн) | 19:30

Марина Неелова в роли Акакия Акакиевича.

28 апреля (сб) | 19:00 | Современник, Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», драма 28 апреля (сб) | 19:00

Феноменальная Марина Неелова в роли узницы сталинских лагерей.

21 апреля (сб) | 19:00 | ММЦ «Планета КВН», Сатирикон, драма 21 апреля (сб) | 19:00

Мир глазами официанта. В главной роли — Константин Райкин.

29 апреля (вс) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 29 апреля (вс) | 18:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.