На этой неделе нас ждет прямо-таки обвал премьер: от классического «Горя от ума» до скандально знаменитого «Роберто Зукко».

Заядлые театралы знают, что грибоедовскую комедию настоящий режиссер способен превратить в суперактуальный спектакль, а шокирующую новую драму можно поставить так, что зритель уснет. Однако в нашем случае обе премьеры просто обречены стать громкими событиями. Дело в том, что «Горе от ума» в «Современнике» ставит не кто иной, как Римас Туминас, литовский режиссер, создатель вильнюсского Малого театра, чьи летние гастроли полтора года назад заставили всех театралов прервать отпуск и вернуться в город.

Туминас часто берется за хрестоматийные тексты – взять хоть его знаменитый «Маскарад» по Лермонтову, хоть постановки чеховских пьес, и заставляет заигранный сюжет сиять, как новая копеечка. Так что, отправляясь на «Горе от ума» не стоит надеяться услышать знакомые по школьным урокам громогласные монологи, разоблачающие косность московских помещиков. Сюжет Грибоедова в трактовке Туминаса превратится в современную притчу о блудном сыне, в которой тихий и не столь уж блестящий Чацкий (Иван Стебунов) дуется на сильную, практичную Софью (Марина Александрова), а сам обижает Фамусова (Сергей Гармаш), вырастившего его, как родного сына.

Сюрприз кроется и в декорациях, автор которых – давний соавтор Туминаса художник Адомас Яцовскис, и в музыке Фаустаса Латенаса, в которой чуткий зритель сможет различить звуки вальса, написанного когда-то самим Александром Грибоедовым.

Другим событием недели станет «Роберто Зукко». Малоизвестную у нас пьесу Бернара-Мари Кольтеса о милом и трогательном мальчике, укокошившем маму с папой и еще пару-тройку подвернувшихся под руку граждан, в московском ТЮЗе ставит Кама Гинкас. Более удачного режиссера для воплощения жесткого, жестокого, сумасшедше-гениального текста, придумать трудно.

Главного героя в его спектакле сыграет Эдуард Трухменев – Стэнли Ковальский из «Трамвая «Желание» Генриетты Яновской. В роли омерзительного во всех отношениях Стэнли красавец Трухменев был очень убедителен – есть все основания думать, что обаятельный убийца Зукко ему тоже окажется по плечу. Кстати, «Трамвай «Желание» на этой неделе в МТЮЗе играют на следующий день после «Роберто Зукко», так что есть возможность увидеть актера в обеих ролях.

Из МТЮЗа отправимся в Театр имени Пушкина. Мария Голубкина, в начале нынешнего сезона перешедшая в эту труппу, сыграет предприимчивую итальянскую синьору, едва не ставшую жертвой запрета на развод, в премьере по редкой пьесе Луиджи Пиранделло «Человек, зверь и добродетель». Свой спектакль Михаил Бычков называет «интеллектуальной комедией».

А Мария Миронова, совсем недавно представшая перед публикой в облике Кармен, на этой неделе вновь вернется к роли Федры. Любителей классических трагедий спешим напомнить: спектакль, знаменитого своими экстравагантными постановками Андрия Жолдака называется «Федра. Золотой колос». Действие происходит в советском санатории, где безуспешно лечат жену крупного партчиновника Веру Ивановну, вообразившую себя Федрой. Так что классического текста Расина, благородных поз и финального отравления ядом ждать не стоит. Однако именно эта необычная «Федра» принесла в прошлом сезоне Марии Мироновой премию «Золотая маска».