Кама Гинкас выпускает в московском ТЮЗе премьеру по шокирующей пьесе Бернара-Мари Кольтеса «Роберто Зукко». «ВД» рассказывает о ней и других ближайших премьерах.

В России последняя пьеса Бернара-Мари Кольтеса почти не ставилась, однако вокруг нее, как и вокруг имени ее автора, умершего в 1989 году от СПИДа, едва дожив до 41 года, успел образоваться мистический ореол. В Европе первым и, пожалуй, самым знаменитым постановщиком «Зукко» был Питер Штайн, воплотивший ее на сцене берлинского «Шаубюне» – то есть на той же сцене, где он прежде ставил свои знаменитые чеховские спектакли.

В России за «Роберто Зукко» брался Алексей Рыбкин, поставивший его в новосибирском «Красном факеле», но после премьеры покинувший театр; и тогда еще только начинавший свою карьеру Василий Сенин – его спектакль, выпущенный на сцене ЦИМа весной 2002 года, прошел всего несколько раз – и исчез из репертуара.

Неудивительно, что мало ставившаяся и мало издававшаяся пьеса сама собою вошла в число «нехороших» – опасных для актеров и постановщика. По кровавости и загадочности история, придуманная Кольтесом, сравнима с шекспировским «Макбетом» (а он, как известно, окружен целым шлейфом театральных легенд).

Сами посудите: юный Роберто, бог знает почему, убивает отца, бежит из тюрьмы прямо на глазах тюремщиков, убивает мать, полицейского и ребенка, соблазняет девчонку-подростка, сдается полиции и, снова сбежав из-под стражи, гибнет. Изобрази Кольтес своего героя омерзительным злодеем, все было бы просто, однако герой пьесы – милый юноша, вызывающий симпатии всех дам, отеческие чувства у мужчин, и рассуждающий о том, как прекрасно небо.

Загадку Роберто Зукко режиссер Кама Гинкас решил разгадывать единственно возможным способом – взглянуть на пьесу не как на реальную историю, а как на поэтическое произведение. Тюремные стражники в его спектакле превратились в шутов, родители – в суетливых марионеток. А главный герой в исполнении Эдуарда Трухменева (Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желание» Генриетты Яновской) вышел отталкивающим и одновременно завораживающим. Те, кому довелось видеть «Роберто Зукко» еще до премьеры, уверяют: после нее вся наша новая драма с ее шоком и эпатажем может отдохнуть.

Чтобы перевести дух, отправимся в «Эрмитаж», на премьеру «Золотого теленка». Полностью спектакль Михаила Левитина и пьеса, написанная Валерием Семеновским по знаменитому роману Ильфа и Петрова, называется «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу». Если к этому добавить, что в Одессе родились режиссер и автор пьесы, то станет ясно, что в спектакле, помимо острой сатиры, будет много лирики. Кстати, и Остап Бендер в исполнении Арсения Ковальского окажется не жадным стяжателем, а романтиком, не нашедшим применения в абсурдной советской действительности.

Историю еще одного непослушного и неугомонного мальчика, вернувшегося из дальних странствий, – а невеста, глядишь, уже с другим, а нравы в отечестве все такие же косные – сыграют в эти дни «Современнике». Этого юношу звали Александр Чацкий. Он, как мы помним, никого не убивал и не искал золотых тельцов, но был излишне умным и имел неукротимый характер, за что и пострадал. Премьера «Горя от ума» намечена на 9 декабря.