В Москве есть уникальный театр, в котором зрители становятся участниками спектакля, и, совершая определенный маршрут, моделируют действие. Это – иммерсивный театр «Особняк Дашков 5», который вот уже 10 сезонов подряд погружает в иную реальность, переворачивая традиционные театральные устои. История театра началась с премьеры «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения» – первого иммерсивного проекта хореографа Мигеля, где он выступил сразу как режиссёр-постановщик, продюсер и хореограф. Следующие постановки театральной компании – «Безликие», «Письма», «Превращение», первое в мире иммерсивное шоу с участием юных исполнителей «Девочка со спичками», «Щелкунчик. История, которую ты не знал» и «Преступление и наказание» – также получили признание профессионального театрального сообщества и публики.
Новое шоу «Ромео и Джульетта. Любовь вне времени» – это рассказ о великой любви на новый лад, в ультрасовременном прочтении. Режиссеры – ведущие хореографы проекта «Танцы на ТНТ» Гарик Рудник и Алексей Карпенко – перенесли действие в Россию, в 90-е и «нулевые». Комнаты Ромео и Джульетты ничем не отличались от интерьера подростков, которые смотрели MTV и слушали рэп: об этом свидетельствовали характерные молодежные предметы, одежда, аксессуары, плакаты артистов на сцене. Отец Монтекки стал директором рынка, главарем местной ОПГ: именно он с суровым видом встретил растерянных зрителей в фойе Особняка и намеками поведал о печальной истории. И такое переворачивание портретов шекспировского трагедии коснулось абсолютно всех.
Действие постановки развернулось одновременно во всех пространствах Особняка. Зрители по сигналу ведущего-конферансье могли свободно перемещаться и тем самым создавать свою версию событий. Сюжета как такого здесь не было – перформативные мизансцены в комнатах лишь точечно указывали на конкретные действия геров, показывая, скорее, их чувства и эмоции. Особую атмосферу усиливал свет и звуковые эффекты – звучание музыки 90-х, сопровождающих зрителя на каждом этаже. Публике в масках (это обязательный атрибут иммерсивного спектакля) режиссеры предоставили карт-бланш – можно было наблюдать за одной сценой несколько минут или быстро пробежать все комнаты, не останавливая свое внимание на героях. Отсутствие какого-либо проводника в спектакле – актера, ведущего зрителя буквально за собой – отчасти вносило недосказанность и сумятицу: многие не понимали, когда начнется шоу (и не догадывались о том, что оно уже началось), и куда идти. Впрочем, одно можно сказать абсолютно точно: шоу «Ромео и Джульетта» представило трагедию Шекспира в новом свете, позволило отрешиться от бытовой суеты и совершить путешествие на машине времени.
«Это эпоха, в которой мы выросли, как и многие зрители, мы ее чувствуем и понимаем – ведь тогда мы были примерно того же возраста, что и герои Шекспира. И если на классической театральной сцене или в кино режиссер выбирает определенную точку зрения, которую предлагает зрителю, то в нашем случае все персонажи проживают полноценную жизнь на протяжении всего шоу: отношения, любовь, столкновения», – прокомментировал Алексей Карпенко.