В Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля стартовал ежегодный оперный фестиваль, носящий имя Федора Шаляпина, родившегося в Казани. По многолетней традиции, в программу включены собственные постановки театра – новые премьеры и репертуарные спектакли с участием ведущих солистов и приглашенных звезд мировой оперы. Главное музыкальное событие наступившего года неизменно удивляет и радует поклонников оперного искусства, казанских меломанов и гостей Республики Татарстан. Оперы русских, зарубежных и, что важно, татарских композиторов становятся предметом обсуждения коллег по творческому «цеху», музыкальных критиков, и самое главное, слушателей, а неизменные аншлаги свидетельствуют о стабильном крепком интересе к фестивалю всех сторон. Надежда Травина побывала на открытии XLIII фестиваля – спектакле «Кармен» в постановке Марко Гандини – и делится впечатлениями от второго показа.

Первая премьера нынешнего фестиваля сразу же подтвердила его международный статус: свой взгляд на оперу «Кармен» Бизе представил режиссер Марко Гандини из Италии. Он не раз ставил этот шедевр в качестве ассистента великого Франко Дзеффирелли – впервые это произошло тридцать лет назад в Арена ди Верона. Тогда же оба режиссера совершили путешествие в Андалусию, чтобы самим увидеть жизнь цыган, проникнуться их свободолюбивым духом, изучить искусство пения и танца. Все эти запечатленные моменты весьма пригодились Гандини при работе над новой постановкой «Кармен» в Казани, поскольку каждая ее деталь фактически была пропитана подлинным реализмом и натурализмом. Режиссер сохранил и сюжет, и место действия, усилив историчность за счет укрупнения массовых сцен на площади, в цыганском квартале и в таверне. С самого начала спектакля стало очевидно, что Гандини – приверженец оперных традиций и стиля «большой оперы»: хор и миманс в его спектакле были не просто статистами, заполняющими пространство безликими перемещениями, а важнейшими деталями крупно очерченной и зрелищной «ожившей картины».

В центре которой, конечно же, находились Кармен и Дон Хосе, два главных героя оперы, показанные как яркие чувственные герои испанской теленовеллы, покоряющие энергией и страстью. Солистка московского театра «Новая опера» Анастасия Лепешинская и итальянский тенор Рагаа Эльдин буквально влюбили в свою пару в увертюре и в любовной сцене (ария Хосе с цветком): их голоса идеально сливались в гармоничный дуэт, удачно сочетавшийся по тембрам. Лепешинская, в целом, стала настоящей звездой спектакля, стопроцентно попала в образ дерзкой цыганки – особенно, внешне (в отличие Кармен первого состава, солистки Мариинки Екатерины Сергеевой, которой «досталось» от комментаторов соцсетей за светлый цвет волос). Противоположный образ кроткой покорной Микаэлы создала любимица казанской публики Венера Протасова – ее ария-монолог, исполненная с задушевной искренностью и пылкостью, еще раз заставила убедиться в прекрасных вокальных данных артистки, ее умению раскрывать свою героиню. Эскамильо в этом составе вышел неким народным артистом своей страны: солист Большого театра Александр Краснов превратил бесстрашного укротителя быков и соблазнителя женщин в важного и умудренного жизненным опытом господина – артисту не хватило сценической свободы, раскованности, смелости, но вокально он справился на 90 процентов.

Сценография спектакля (художник-постановщик – Итало Грасси) как на машине времени отправляла в историческую Севилью: реалистичности декораций (табачная фабрика, горная природа, коррида) добавляли яркие выпуклые цвета и линии, усиливавшие визуальную красочность и зрелищность. Костюмы из роскошных тканей, привезенных художником Анной Биаджотти из Италии, идеально подчеркивали характер героев, их индивидуальность, делая общую картину еще наряднее, еще красивее.

Пожалуй, главным украшением спектакля Гандини стали танцевальные номера, а точнее, танцевальный мини-спектакль, созданный хореографом Надеждой Калининой в четвертом акте, где между двумя хоровыми сценами возникла хореографическая интермедия с испанским колоритом, которая нисколько не перегружала сцену, а наоборот, смотрелась естественно и органично. Важнейшим проводником в мир испанских страстей был оркестр оперного театра под управлением Антона Гришанина. Маэстро задавал нужные темпы и уверенно держал драматургию, позволяя музыкантам раскрывать страницы известнейшей партитуры с присущим им мастерством. Оперный фестиваль имени Шаляпина, начавшийся с достойной громкой премьеры, пройдет до 2 марта: на сцене театра Мусы Джалиля предстанут опера «Сююмбике» татарского композитора Резеды Ахияровой, «Борис Годунов» режиссера Рената Салаватова с солистами Большого и Мариинки, опера «Манон Леско» в концертном исполнении и многое другое.