В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера новой постановки балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Сказочную историю о деревянной кукле, ставшей прекрасным Принцем, воплотил хореограф Юрий Посохов, создавший спектакль и для детей, и для взрослых. Сценограф Полина Бахтина и художник по костюмам Сандра Вудалл поместили героев повести Гофмана в книгу сказок, предложив зрителю самому перелистнуть страницы этого удивительного сюжета. Великую музыку Чайковского исполнил оркестр театра, за пультом которого дебютировал молодой дирижер Иван Никифорчин. Надежда Травина посетила один из премьерных спектаклей и рассказывает, почему «Щелкунчик» в МАМТ — уже самый новогодний спектакль.

Новый год — это не только елка, оливье, мандарины и просмотр «Иронии судьбы» по телевизору. Это еще и балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Историю любви девочки к деревянной кукле, которая потом станет Принцем и одолеет Мышиного короля, кажется, знают все, а Танец Феи Драже и «Вальс цветов» большинство точно где-то слышали. Так получилось, что «Щелкунчик» стал самым новогодним спектаклем, наполненным атмосферой ожидания чудес, в которые верят и дети, и даже взрослые. Из года в год популярность этого спектакля лишь только увеличивается. Кажется, что мы уже знаем его наизусть, но все равно становимся в очередь за дорогущими билетами в лютый мороз. А когда попадаем в зал и видим на сцене завораживающий танец Па-де-де Мари и Принца, то на мгновение забываем, где находимся. Как будто и нет обычной жизни вне театра, а есть только эта сказка со счастливым концом.

Впрочем, о том, насколько она добрая и есть ли здесь вообще хеппи-энд, можно еще поспорить. Повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана написана в лучших традициях западноевропейского романтизма. Сюжет окутан тайной и мистикой, действительность подменена фантасмагорией, и в целом не было никакого Щелкунчика-Принца, это все плод воображения мечтательной Мари. Чайковский также не предполагал, что пишет балет, ассоциирующийся с наступлением Нового года (начнем с того, что в ту эпоху главным праздником все же было Рождество, и «Щелкунчик» — все же рождественская история). Главной задачей композитора было воссоздать действие повести Гофмана, переработанное легендарным балетмейстером Мариусом Петипа, и соотнести танцевальные номера с движениями, разработанными постановщиком Львом Ивановым. Композитор, который уже тогда был на склоне лет, и не мог подумать, что вот уже двести лет «Щелкунчик» является одним из самых популярных его сочинений, а балет не сходит с театральных сцен и привлекает внимание артистов снова и снова.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил свою версию легендарного балета, пополнив тем самым репертуар самым долгожданным и «кассовым» спектаклем. Юрий Посохов, один из лучших сегодняшних хореографов, не стал изобретать велосипед и кардинально осовременивать сюжет. Дети и взрослые, пришедшие на показы «Щелкунчика», увидели классическую добрую сказку с минимальным вмешательством в оригинал (например, здесь нет Феи Драже, ее номер танцуют Мари и Принц). Посохов хотел, чтобы эту версию было интересно смотреть самой разной аудитории, и у него это получилось. Хореография послушно следует за музыкой, акцентирует динамические и ритмические особенности партитуры, раскрывает образы и главных, и второстепенных персонажей (коих здесь довольно много — в спектакле задействованы учащиеся хореографических училищ). Посохов придумал выразительные танцевальные комбинации, опираясь на законы классической хореографии, поставив труппе сложные задачи, с которыми они прекрасно справились. Постоянное движение на сцене, даже в медленных лирических частях этой сюиты, приковывало взгляд как к захватывающему фильму. Пара главных персонажей Мари и Принца (Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев) получилась по-настоящему трогательной и влюбленной, дядя Дроссельмейер (Георги Смилевски) напоминал волшебного благородного сказочника, Мышиный Король пугал и восхищал одновременно (Максим Гемри), а танцы Щелкунчика-куклы (Джошуа Трия) заставляли вспомнить спектакль Бостонского театра и прыжки Медведя, разошедшиеся на мемы.

Не меньшее впечатление производила и сценография. Художник Полина Бахтина поместила героев сказки Гофмана…в книгу. Мари, Принц, Дроссельмейер сходили с ее страниц, которые трансформировались и переворачивались прямо здесь и сейчас, перенося зрителя из уютной спальни девочки в межгалактическое пространство. Именно оно заменило собой оригинальное Сладкое королевство, волшебный город Конфитюренбург, в который попадают Мари и Щелкунчик. Бахтина преобразила типично рождественские апартаменты XIX века в космическую вселенную, где знаменитые Арабский, Русский, Испанский танец звучали под сводами звездного неба. Возвращение в «реальность» и вовсе было поставлено с голливудским шиком. Проснувшись, Мари видит, что рядом — не Принц, а лишь уродливая кукла, отчаивается, но тут словно ниоткуда появляется Принц (на самом деле племянник ее дяди Дроссельмейера) и она бежит к распахнутому окну, навстречу морозному ветру. Особую выразительность и красочность спектаклю также придавали костюмы Сандры Вудалл — особенно жуткими получились мыши, напоминающие смесь волка с крысой.

И отдельно нужно сказать о музыкальной составляющей спектакля. За бессмертное творение Чайковского взялся молодой перспективный дирижер Иван Никифорчин — это был его дебют в музыкальном театре. Под руководством Никифорчина оркестр театра придал партитуре новое дыхание: несмотря на медленные темпы, взятые явно в качестве «помощи» танцующим, части сюиты прозвучали легко, изящно. Симфоническое развитие порой доходило до мощных экзальтированных кульминаций, повышающих градус напряжения, а сольные монологи инструментов были весьма выразительными, исполненными аккуратно и точно (в частности, знаменитая тема челесты в «Фее Драже»). Получилась по-настоящему сказочная музыка, которую, к слову, можно услышать вновь совсем скоро: с 25 декабря в театре Станиславского и Немировича-Данченко начнутся новые, уже совсем предновогодние показы «Щелкунчика».