Вопросы, на которые предстоит откровенно и импровизационно ответить художественному руководителю, собираются за несколько недель до встречи. На заветные прощальные посиделки приглашаются почитатели театра, нашедшие самые интересные темы для беседы.

Для Театра на Юго-Западе прошедший сезон был особенным – сцена отметила свое 45-летие. Юбилейные рабочие деньки пробежали быстро и заметно: две премьеры на Большой сцене – «Ромул Великий» и «Книжный воришка», три на Малой – «Маленький принц», «Каменный ангел», «Аут». Восстановлены и возвращены в репертуар три спектакля, значимых для истории театра – «Женитьба», «На дне» и «Старые грехи». Торжественно отпразднован в мае 45-ый день рождения.

23 июля театр с чувством выполненного долга выдохнул и отчитался перед своими давними друзьями и поклонниками. Сначала зрители увидели уникальную видеозапись самого первого большого юбилея Юго-Запада, который прошел 5 июля 1987 года в ЦДТ. Тогда любимец московской публики отмечал 10-летие. На потертых временем кадрах фильма артисты знакомые и незнакомые, узнаваемые и не очень, но все блистательно молоды, отчаянны, заряжены энтузиазмом первооткрывателей юго-западной сцены. Кажется, они дышали тогда предчувствием перемен и жили, согласно поговорке «До Бога высоко, до царя далеко» – далекий от центра столицы, маленький театр был напитан особенной свободой шальной юности, лишенной академизма, заскорузлости и задумчивой основательности. До Бога тянуться можно всегда, это неугасимый маячок, но главное – быть. «Я желаю нашему театру долголетия», – сказал его создатель, молодой Валерий Романович Белякович в кадре черно-белой пленки.

С тех пор прошло 35 лет. Многие из тех, кто служит легендарной сцене и тех, кто приходит в уютный зрительный зал сегодня, были в год 10-летия театра еще детьми, а кто-то тогда еще не родился вовсе. И каждый год в день окончания сезона, неизменно выясняется, что театр богат зрительской любовью, переходящей из поколения в поколение. Более сотни вопросов подготовили поклонники Юго-Запада художественному руководителю Олегу Леушину. Ответить на такую лавину интереса не просто: понадобилось более четырех часов зрительского терпения и артистичной неутомимости ведущего, с которой худрук легко, красиво и смешно, превращал каждый ответ в маленький спектакль одного актера.

Шкала зрительского интереса оказалась необычайно широка: от комичных ситуаций включения публики в действие, театральных традиций, актерских примет, праве на импровизацию во время спектакля до серьезнейших тем оптимизации театров, энергетических точек на сцене, особенностях света и музыки в «юго-западных» постановках. Говорили о прощании со спектаклями, их возвращении в репертуар и смене актерских поколений.

Не обошлось без личных вопросов к актеру, режиссеру, художественному руководителю театра, заслуженному артисту РФ Олегу Николаевичу Леушину. Многочисленные должности и звания не давят на худрука грузом важности и представительности, ему в помощь – юмор и искренность. Олег Николаевич рассказал о том, как мечтал в детстве быть уборщицей и пожарным, о важных уроках Мастера, усвоенных навсегда, о Планете Беляковича и ее обитателях, о трудностях выбора между актерством и режиссурой и о том, как до сих пор не хватает Валерия Романовича, ушедшего на свою Планету в 2016 году.

На вопрос – с кем из своих героев Вы бы хотели общаться, советоваться в жизни, руководитель сцены ответил честно и немного грустно: «Я бы общался с Романычем...». О предстоящем сезоне пока ни слова. Нужно отдохнуть, собраться с мыслями и по-актерски суеверно не выдавать своих планов. Будут новые спектакли, новые актеры, следующие юбилеи. Будет театр, как и завещал Мастер.

  • Какие традиции Валерия Романовича сохраняет театр?
  • Работать каждый день. Радовать зрителей. Быть в процессе и хранить театр, чтобы он жил.

Автор статьи: Дарья Евдочук