Каждый уважающий себя театр имеет две сцены – Большую и Малую, даже если сам театр невелик размером. Много лет тому назад подвальчик московского Театра на Юго-Западе превратился в чудесное камерное пространство для актерских экспериментов, проще говоря, для самовыражения. Малую сцену, предназначенную для воплощения творческих идей, назвали «АртКафе». С тех пор в нижнем этаже театра бурлит невероятное оживление. Актеры ведь люди ищущие, им всегда есть, что рассказать, о чем поговорить и в чем попробовать свои силы.

«Живой» спектакль

18 июня на Малой сцене появился «Маленький принц». Это трогательное словосочетание знакомо всем, даже тем, кто никогда не читал замечательную повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери. Одно из самых известных произведений мировой литературы давно разобрано на цитаты и поставлено на множестве сцен. Решиться на очередное предложение Маленькому принцу прибыть с его чудесной планеты прямо на подмостки, может только режиссер, полностью уверенный в том, что ему есть о чем поговорить со зрителем.

Для актера Театра на Юго-Западе Андрея Кудзина моно-спектакль «Маленький принц» стал не только первой самостоятельной постановкой, но и началом еще нехоженого пути со многими неизвестными. Это проба творческих сил и безусловная, безупречная первая победа на новом поприще режиссера-постановщика.

«Впервые я прочитал эту книгу очень давно, а года три назад она опять мне попалась. Тогда я подумал: какой это классный материал, здорово было бы что-то с ним сделать! Я чувствовал, что это будет отличная моно-история. Тут еще и мои коллеги в театре давно «провоцировали» меня на то, чтобы я попробовал что-то свое поставить в «АртКафе». Мне приятно, что в нашем театре, где на самом деле сохраняются семейные традиции и все друг друга поддерживают, меня все вдохновляли и просили: «Давай, подойди, скажи, что ты хочешь делать и сделай!» – рассказал Андрей Кудзин.

Сделал начинающий постановщик все сам. В его работе-эскизе чувствуется искренняя радость рождения творческих идей, упрямый перфекционизм, настойчивое желание провести зрителя через собственное понимание нехитрого сюжета и хрупко-бережное отношение к зачитанной миром до дыр классике.

«Для меня это история взросления, – говорит режиссер спектакля, – летчик и Маленький принц представляются мне, как единое целое, потому что Маленький принц – внутренний ребенок героя. Это философский, метафорический материал, история жизни человека от рождения до смерти. В моем прочтении это так. Как быть взрослым и не утратить в себе наивного, непосредственного ребенка, который умеет восхищаться? Мне кажется, это большая редкость для взрослого человека – умение испытывать искренний восторг без бэкграунда жизненного опыта, обстоятельств».

Свою идею о «едином герое» в лице летчика и принца актер обыгрывает совершенно виртуозно – для этого ему не приходится быть тем или другим персонажем, он просто не делает видимых переходов от взрослого к ребенку, но от этого летчик не становится смешным, а мальчик не кажется взрослым. Зато отношение исполнителя ко всем остальным обитателям сказки транслируется так искренне, что ни у кого не остается сомнений – любимый персонаж самого артиста – мудрый лис, мечтающий быть другом.

Спектакль интерактивный, зрители участвуют в нем с восторгом, тем более, что им не приходится, смущаясь, выходить к артисту на сцену. Все наоборот – это артист идет в зал, к зрителям, и его герой честно здоровается с каждым. От этих дружеских соприкосновений постановка мгновенно перестает быть книжной, она она также наполняется жизнью, как звездочками оживают в руках зрителей фонарики телефонов.

Белый парашютный шелк, из которого рождаются целые миры – вот и вся сценография. Сафари-костюм летчика достался актеру, по его признанию, от дедушки, у которого дома хранятся несколько униформ-мундиров. Черный шлем и вовсе стал отличным примером театральной условности, бьющей в точку – не сразу можно угадать в нем вязаную шапку с ушами. Когда-то этот головной убор был подарен Андрею коллегой по сцене и, подобно форме летчика, он долго ждал своего премьерного часа. И дождался. Видимо, «кто-то хитрый и большой» уже давно открыл для молодого таланта двери к дальнейшему творческому самосовершенствованию. Теперь Андрей Кудзин всерьез задумался о дальнейшей учебе на режиссерском факультете.

«Спектакль заявлен как эскиз и это правильно, потому что в нем есть еще над чем думать, что  доделать, доработать, – признается автор спектакля, – но я очень рад, что это произошло, для меня это праздник. И еще я благодарен театру за то, что мне дали добро на эту работу, ведь раньше я еще ничего не ставил самостоятельно. Это здорово, что у нас в театре есть такое пространство, где ты можешь самовыражаться, экспериментировать – получится, значит твоя работа останется в репертуаре, не получится, не страшно, ты попробовал!».

«Маленький принц» уже остался в репертуаре «Арт Кафе».

Премьера из прошлого

Премьера моно-спектакля «Червонный валет» состоялась в «АртКафе» несколько лет тому назад. Авторская работа актрисы Карины Дымонт по произведениям Марины Цветаевой в постановке Олега Анищенко получилась очень личностной и атмосферной. Маленький, красивый спектакль просуществовал в репертуаре некоторое время, а затем, по словам исполнительницы, был поставлен на «логическую паузу». О его возвращении просили зрители, и сама Карина Дымонт, влюбленная в творчество загадочной поэтессы «серебряного века», не раз задумывалась о художественной переработке двух романтических мини-пьес.

«Спектакль не уходил совсем, он встал на логичную паузу, – рассказала Карина Дымонт, – теперь у меня появилась идея дать спектаклю новую жизнь. С актером Максимом Метельниковым мы недавно работали вместе в Виртуальном театре, в постановке о Сергее Есенине по пьесе Павла Суркова, после чего решили попробовать сделать еще что-нибудь вместе. К нам присоединилась Люся Лазарева.

Совсем новой эту работу назвать трудно, поскольку материал тот же, сценография та же, как и все ходы, которые придумал в свое время Олег Анищенко. Он по-прежнему является постановщиком и репетировал с нами. Но спектакль преобразовался, благодаря появлению в нем еще двух артистов, поэтому он, конечно, немного другой. Мне кажется, что в нем появились новые смыслы».

Премьера обновленной версии прошла на сцене «Арт Кафе» 25 июня. Название спектакля изменилось: «Червонный валет» стал «Каменным ангелом», хотя по-прежнему играется первым.  Пластичные, эволюционные преобразования спектакля почти не затронули его структуру, а пришлись на более чувствительные материи. Раскладка ролей на трех актеров сама по себе слегка откорректировала концепцию и еще крепче соединила между собой две пьесы.

Червонная дама в пурпурно-красном платье, ломкая, изящная, недоступная, знающая себе цену – разве это не она несколько лет тому назад была влюблена в Каменного ангела на городской площади? Теперь, познавшая свою женскую силу, дама играет мужскими самолюбиями и их преданностью. Историю взросления 18-летней девушки Авроры, обманутой, но не сломленной, страстно и трепетно рассказывает на сцене юная Людмила Лазарева. 

Для молодой актрисы участие в спектакле «Каменный ангел» стало возможностью попробовать себя в необычном материале поэтически-драматического жанра: «Карина решила раскидать этот материал на троих, подключить молодых, чтобы и у нас тоже была возможность прикоснуться к этому автору. Она сама «болеет» цветаевской поэзией, и это очень заразительно в работе – ты моментально начинаешь проникаться творчеством Марины Ивановны.

Я еще никогда не участвовала в поэтических постановках, это мой первый опыт и очень необычный формат, в котором ты не просто читаешь зрителю стихи, что намного проще, а полноценно существуешь в этой поэтической истории. Это такая смесь жанров – важно их совместить, нельзя уходить в «бытовуху» и нужно сохранить ритм стиха. Ты должен соблюдать очень тонкую грань, чтобы не выпадать из работы с партнером, с историей, не начинать просто декламировать стихи.

Карина уже работала в этом материале и хорошо в нем разбирается. Она нам очень помогала проникнуться нужной атмосферой. Когда мы уже что-то «наваяли» сами, то попросили посмотреть Олега Николаевича Анищенко. Он взглянул со стороны, чуть-чуть поменял мизансцены и подсказал некоторые моменты, как актерски сделать более точно. После этого лично для меня многое стало понятнее.

Предложение изменить название исходило от Максима Метельникова. У нас так получилось, что эти два произведения как-будто слились в одно: в «Червонном валете» нашлись параллели к «Каменному ангелу» и наоборот. И нам показалось, что фигура Каменного ангела является определяющей в сюжете».

Максиму Метельникову выпало актерское счастье сыграть в одном спектакле несколько персонажей противоположной характерности. Влюбленный и верный Червонный валет и разбитной коварный Амур – это великолепный игровой размах и сиюминутность переброса от одной роли к другой. Задача непростая и для очень опытного артиста, а для молодого исполнителя – экзамен на мастерство.  Максим Метельников сдает его на отлично.

«Когда Карина предложила мне делать эту работу, я согласился, не думая, – рассказал актер, – перед тем, как «встать на ноги», мы долго разминали этот материал: про что это, насколько это важно сегодня?

Поэзию «серебряного века» я очень люблю и этот спектакль предоставляет мне замечательную возможность поговорить на этом языке. Цветаевский язык особенный, до него необходимо дотянуться. Нужно «прокачать» свое нутро, насытить его видением, ощущениями, чтобы приблизиться к возможности говорить этот текст. Самобытность цветаевского языка проявляется в образности: это ювелирная работа словом, но грубыми мазками. Такое сочетание несочетаемого, в принципе, характерно для творчества Марины Ивановны. Для актера это настоящий подарок. Мне лично близок ее надрыв и болезненное восприятие мира.

Готовя спектакль, мы не раз разговаривали о его тексте, находили в нем много личного, так что в постановку вложено и мое личное видение, она очень для меня важна».

Работа Карины Дымонт в «Каменном ангеле» – настоящий бенефис и праздник. Актриса исполняет все оставшиеся роли в спектакле, которые ей россыпью драгоценностей дарит Марина Ивановна. Рассказчица, двигатель сюжета, старый еврей-торговец, ведьма-Венера – эмоциональное удовольствие от насыщенного ритмом текста Карина мастерски посылает в зрительный зал. Первая исполнительница «Червонного валета» дает подлинный мастер-класс перевоплощений на камерной площадке «Арт Кафе». Ее отношение к юным коллегам исполнено удивительной теплоты и благодарности: «Я большой любитель командной работы, все-таки театр – дело коллективное. Когда ты работаешь в жанре моно, то вся ответственность твоя, а тут мы ее поделили: друг друга поддерживаем, советуемся, мы все на равных существуем в этом спектакле и это огромное удовольствие. Спасибо Олегу Анищенко, что он нас направил в правильное русло, а также звукорежиссерам Михаилу Короткову и Маше Рыжковой, которые подобрали очень красивое музыкальное оформление».

«Вот это да!» – именно такое ощущение испытывает зритель на протяжении волшебного, мифологичного спектакля в мистическом, эстетском стиле декаданса. Его триумфальное возвращение на сцену театра – один из главных подарков к юбилею.

Премьера из будущего

16 июля станет днем выпуска в большую жизнь еще одной первой самостоятельной работы на Малой сцене. Талантливый молодой актер Максим Метельников решился на постановку спектакля по своим стихам. Пока артист находится в процессе репетиций и может поделиться только замыслом своего проекта:

«Когда я пришел в театр и увидел площадку «Арт Кафе», то сразу подумал, что было бы здорово там что-нибудь поставить или хорошо бы выступить на ней со своими стихами. Потом я узнал про формат «Эксперимент.pro» и написал небольшой сценарий.

Это будет моно-спектакль по моим стихам, представляющий из себя некий синтез театра и кино: на сцене актер читает стихи, параллельно стихам идет видеоряд. На этой основе возникает то расхождение, то слияние этих двух историй.

Спектакль называется «Аут». Его постановщиком стал актер нашего театра Вадим Соколов. Вместе с режиссером мы пытаемся понять, что приводит человека к резким выходам из ситуаций, к роковым поступкам, которые люди часто совершают в состоянии аффекта. Мы не стремимся рассуждать на эту тему, скорее это спектакль-рефлексия. В нем есть одно исходное событие и дальнейшая попытка осознать, что к нему привело, почему это произошло и как герой дошел до рокового исхода.

Изначально это была абсолютно моя авторская работа: мои стихи и мои идеи для сцен из фильмов. Потом пришел режиссер и появилась еще одна история, потому что Вадим внес свою авторскую лепту в этот сценарий. Из соединения этих двух историй получилась третья.

Я четко понимал, что в этой работе мне нужен взгляд со стороны, мне нужен вожак в этой истории. Работаем мы в тандеме, и у нас всегда есть момент диалога, но если Вадим говорит мне: «Нет, тут надо сделать так, поверь мне!», я к нему прислушаюсь. Я доверяю режиссеру, и меня поразило то, как Вадим рьяно взялся за эту постановку, я сначала просто оторопел. Он по-настоящему ведет эту историю, потому что и для него она тоже личная, это и его высказывание, личный поток. Мне кажется, что театр именно на этом и держится – на сотворчестве, на диалоге, на взаимном, честном, личном подходе.

Мне нравится, что в нашей истории есть персонаж и определенный сюжет. Получается, что мои собственные переживания и рефлексии передает отстраненный от меня герой, и очень много моих же стихов открываются теперь для меня по-новому. Я работаю над ними как актер, от лица созданного нами персонажа. И мои стихи обретают для меня новый смысл. Я сам порой теперь думаю: неужели я об этом написал?! Конечно, я знаю, что и о чем писал я и понимаю, как это должен читать поэт, но как актер я вижу другую историю.

Мы бросились в этот эксперимент с головой и то, куда мы «плывем», мне очень нравится. Киноряд в этом контексте – это перемотка жизни персонажа назад. Музыка у нас тоже будет авторской, ее пишет композитор из Санкт-Петербурга, актер Малого драматического театра Европы, мой однокурсник Никита Каратаев».

Автор Евдочук Дарья