Всего было задумано три новых подхода к «юго-западной» классике. Две постановки – «На дне» и «Женитьба» – уже увидели свет, порадовали зрителей и остались в репертуаре. В апреле на сцену возвращается один из спектаклей- прародителей театра – «Старые грехи».

Этот легкий, комичный спектакль стал дипломной работой Валерия Романовича Беляковича в ГИТИСе, а затем перекочевал на подмостки «Юго-Запада» и успешно прожил на них четверть века. Первыми исполнителями ролей были основатели театра: Виктор Авилов, Ольга Авилова (старшая), Сергей Белякович, Владимир Коппалов, Алексей Ванин, Вячеслав Гришечкин.

Несколько чеховских рассказов, соединенных между собой «вставками» из писем и воспоминаний самого великого писателя, на первый взгляд, нехитрая комбинация, но, в конечном итоге – результат огромного труда, таланта и увлеченности своим делом.

Художественный руководитель Театра на Юго-Западе, режиссер и актер Олег Леушин, рассказал, что решение о возобновлении трех значимых работ Валерия Беляковича «витало в воздухе» и возникло само по себе, как и полагается на обжитой, «намоленной» сцене – немного мистики, много любви, желания и труда.

Олег Николаевич, кто придумал эту концепцию: один из трех спектаклей поставить на молодые кадры, другой на «старую гвардию»?

Это, как этапы жизни театра. Он ведь тоже сначала был исключительно молодым, потом стал наполняться разными актерами, они начали перемешиваться. Получается срез истории театра: вот тут «молодняк», тут – среднее поколение. На юбилее в мае мы грянем всеми поколениями!

Спектакль «Старые грехи» жил на сцене 25 лет. Какие изменения происходили с ним за это время?

В нем менялись Чеховы: я тоже был Чеховым. Первого Чехова я не застал. Кажется, его играл Павел Куликов. Потом роль писателя исполнял Анатолий Иванов, потом я, затем Дима Гусев. Сам же спектакль почти не менялся: однажды он структурно «устаканился», так и шел, пока не сошел с репертуара.

Как будет выглядеть структурно Ваш спектакль?

Совсем по-другому. Во-первых, я взял в него не все рассказы из первой версии. Сначала хотел сделать все, как было у Валерия Романовича: Чехов, как связующее звено, его рассказы. Потом я думал-думал и решил вообще убрать Чехова как персонажа.

У Валерия Романовича в спектакль была введена переписка Чехова.  

У нас ее не будет, останутся только рассказы, объединенные темой «старых грехов». Эта тема всегда заложена в русских песнях, в русской душе, и через это мне хочется связать действие. Я уже отобрал песни, которые будут соединять отрывки спектакля. Они пойдут либо, как продолжение рассказа, либо, как контрапункт к рассказу.

Не хочу делать спектакль по лекалу, просто чистую кальку. Это было бы проще всего, конечно. Я перечитал письма Чехова, а их несколько томов! В них прозвучали знакомые фразы, которые и я когда-то произносил. И я понял, что Валерий Романович еще в студенчестве перечитал эти письма, что не каждому студенту по плечу. Дай Бог, в рамках учебного процесса, зарубежную и русскую драматургию перечитать, а тут перелопачены все письма: к брату, к издателю, к друзьям, к Лейкину (Н.А Лейкин – писатель, журналист, первый издатель рассказов А.П. Чехова). И вот это все Валерий Романович собрал и вставил в текст пьесы! Это были замечательные лаконичные, смысловые и технические связки. Но когда я вспоминаю своего персонажа, мне кажется, людям в зале было скучно слушать, что я там долго говорю. Было у меня такое ощущение поначалу, что все ждут, когда я уже заткнусь и выйдут настоящие артисты (смеется). Я тогда начал искать какие-то ходы, свои придумки, и это заработало.

В моей актерской практике есть два спектакля: один научил меня молчать, другой – говорить. Молчать, участвуя в процессе, я научился в спектакле «Слуга двух господ», а говорить – в «Старых грехах». Я понял, что можно выходить и говорить один на один со зрителем и при этом держать зал. Это был большой опыт для меня.

У Валерия Романовича в этом спектакле была задача показать Чехова от Антоши Чехонте до Антона Павловича. Какая Ваша задача?

Мы с «Юго-Западом» решили просто собраться и повспоминать: пошалить, погрустить, повеселиться, поразмышлять, позадавать вопросы, показать, что умеем, как можем владеть голосом. Ведь просто поиграть на сцене – это каждый актер сможет, а ты попробуй еще и спеть, да так красиво, чтобы все ахнули! Петь будем вживую.

Дальше, если зритель спектакль примет, оставим в репертуаре. Это как с «Женитьбой» – я тоже не знал сначала, что и как с ней получится.

И как Вам кажется, получилось?

Получилось, по-моему, замечательно. Живо, молодежно, в современном ключе, а молодая кровь всегда свое возьмет!

Какие рассказы Вы поменяли в новой версии «Старых грехов»?

Я не менял, а просто не взял туда два рассказа из первой постановки. Остальные рассказы все останутся. Это будет спектакль в один акт, потому что его нельзя разбивать: история начинает звучать и должна без перерыва закончиться.

Кто будет занят в спектакле?

Из тех, кто будет играть сейчас, в первой версии никто не участвовал. Я хочу поставить его на «среднее» возрастное поколение артистов. На сцену выйдут Сергей Бородинов, Денис Шалаев, Андрей Санников, Миша Белякович, Денис Нагретдинов. Еще будет хор: Леся Шестовская, Карина Дымонт, Антон Багиров,Татьяна Городецкая. Все, кто в рассказах играет, тоже споют.

Говорят, что спектакль Валерия Романовича был очень смешным. В каком жанре выйдет новая постановка?

Лирическая комедия, конечно. С элементами пантомимы. Рассказы ведь замечательные, веселые и, думаю, спектакль тоже должен остаться таким же.

Автор - Дарья Евдочук