Премьерный спектакль ЮЗ «Книжный воришка» по роману Маркуса Зусака
Порой в сокровенности, тихих голосах, глубоких паузах энергии и силы ничуть не меньше, чем в скорости, громкости, напоре и неистовости. Поверьте, так бывает. Или проверьте и посмотрите премьерный спектакль ЮЗ «Книжный воришка».
Рассуждать, о чем он, я, пожалуй, не возьмусь! О любви? Конечно! А еще о том, как в сущности беззащитен и уязвим человек и одновременно с этим силен и самоотвержен. О том, как хрупок его маленький мир, но он готов открыть его для тех, кто нуждается в сострадании и поддержке. О том, что перед лицом смерти все мы равны, но в некоторых случаях и она готова сделать шаг назад.
Не представляю, как Максиму Лакомкину удалось так метко «прицелиться в правильные слова», но уверена, что они «нашли дорожки к каждому», кто сегодня был в зрительном зале.
Конечно, произошло это благодаря потрясающему актерскому ансамблю, в котором у каждого было свое предназначение. Характеризуя одного из своих героев - Ганса Хубермана, автор романа «Книжный вор» Маркус Зусак отмечает «его здешность». Какая изумительная краска!!! Какое теплое слово!!! В нем и близость, и нежность, и доверие… Мне показалось, что все актеры были словно бы пропитаны этой здешностью. Им удавалось невероятное: трансформировать безысходность происходящего в пусть робкую, но надежду! Тысячу раз браво!!!
1/3
Автор: Екатерина Терентьева
Позволю себе всё-таки особо упомянуть два имени. Не актерских, но имеющих непосредственное отношение к «Книжному воришке». Николай Мезин и Максим Немцов. Эти люди подарили нам текст Зусака на русском языке, сохранив его поэтичность и образность. И мы имели счастье в этот вечер к нему прикоснуться!
Не по-юго-западному негромко и вполголоса… Но по-юго-западному тонко, пронзительно, до мурашек и слез… Думаю, многим зрителям ЮЗ такой спектакль был очень нужен. По крайней мере, мне-то уж точно.
Автор: Лариса Козлова
Отзывы о «Премьерный спектакль ЮЗ «Книжный воришка» по роману Маркуса Зусака»
Это как бы не совсем типичный для Юго-Запада спектакль.
Что я имею в виде под типичностью?
Среднестатистическая постановка на ЮЗ – это постоянный драйв, нескончаемое движение и перемещение персонажей и массовки, всплески музыки и света… В общем, драйв.
В «Книжном воришке» тоже есть постоянные перемещения – но они идут, как при рапидной съемке – с замедлением и даже с почти полной остановкой артистов. И еще: нет яркости, всё в приглушенных тонах. И даже музыка (как всегда на Юго-Западе, она чудесно подобрана) словно бы приглушена, звучит фоном и никак не хочет становиться действующим лицом постановки.
И одновременно это очень Юго-Западный спектакль.
Потому что он держит в постоянном напряжении. Отчасти из-за темы: Германия, предвоенные и военные годы. Девочка, родители которой, очевидно, преследуемые коммунисты – поэтому ее прячут в приёмной семье, а еще позже здесь же появляется молодой еврей, которого обычная бюргерская семья скрывает в своем подвале…
Но в большей степени напряжение держится за счет постоянного нахождения на сцене Смерти. Она… точнее – Он, самое обычное, похожее на человека существо: никакой косы, никакого черепа вместо лица, никакого плаща с капюшоном. Это думающий интеллигент, которого, правда, если и видят, то только в последнюю долю секунды… А вот Он видит всех, Он постоянно рядом с каждым из нас. Он не идет на уступки: если уж и пришел чей-то последний час, а человек всё еще жив, то это именно что не уступка. Просто – повезло.
И еще. В спектакле заняты прекрасные ЮЗ-артисты. Это и молодёжь – Егор Кучкаров и Максим Соколов, и те, кого уже много лет знаешь и любишь – Андрей Санников, Ольга Авилова, Сергей Бородинов.
И Карина Дымонт. Фантастическая актриса, которая реально может сыграть ВСЁ, ибо ее талант безграничен.
В этот раз ее Роза – женщина крикливая, грубая, наглая, мало образованная, измученная тяжелой работой, вечными хлопотами и недоеданием…
Или - в этот раз ее Роза – женщина с огромным сердцем, скрывающая за грубостью и криком свою большую доброту…
Героиня – девочка, которая крадет книги, подбирая их в снегу, вытаскивая из горящих на площадях костров… Девочка, чье детство пришлось на годы страшные… и у которой, несмотря ни на что, было счастливое детство и люди, которые ее любили.
Это девочка, которая чудом выжила. И которая написала свою книгу.
(Забавно, кстати: когда отец вынужденно требует от девочки безусловного повиновения, он грозит ей, пожалуй, самой страшной для нее карой: сжечь все ее книги. Я вспомнила себя в ее возрасте – да, и меня угроза лишения книг могла бы испугать больше всего).
Хороший спектакль. Хотя, безусловно, очень тяжелый. Ну, так людям же надо ПОМНИТЬ. И, даже смертельно боясь чего-то, надо изо всех сил стараться творить добро.
Последние спектакли сезона на Юго-Западе – аншлаговые. В маленьком зальчике театра забиты все проходы и лестницы.
Так что особенная благодарность Театру, а также сообществу Москультура (где можно найти подобные прекрасные приглашения) за возможность увидеть отличный спектакль.
Который, возможно, и не совсем типичен для Юго-Запада… но в афише Театра выглядит очень достойно.