Спектакль поставлен по произведениям известного австралийского писателя Маркуса Зусака. Пьесу для инсценировки написал сам постановщик Макс Ладо (Максим Лакомкин). Авторский материал режиссер огранил, как алмаз: не затрагивая основы, убрав множество мелочей в сюжете, он мастерски подстроил его под свои задачи и написал драму ясную, лаконичную и пронзительную. Можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что в театральном мире к произведениям Зусака не обращался еще никто, и этот уникальный опыт, несомненно, обогатил творчество режиссера и репертуар Театра на Юго-Западе.

Ласковое название «Книжный воришка» никого не должно обмануть. Да, воришка – это маленькая девчонка, которая не может жить без книг. Именно в них, кожаных, бумажных, непонятных, она находит выход-лазейку из мира взрослых, еще более непонятного и кругом страшного.

Детство главной героини спектакля – Лизель (Ольга Авилова) совпало с самым спорным и сложным историческим периодом в жизни Германии. Зарождающийся на немецких землях фашизм, уже отнял у ребенка близких. Девочку отдали в приемную семью в маленький городок Молькинг недалеко от большого Мюнхена.

Ее новые родители – папа Ганс (Сергей Бородинов) и мама Роза (Карина Дымонт) – люди небогатые, зарабатывающие каждый пфеннинг тяжким трудом, не скрывающие корыстных соображений (за приемное дите платят!), все же приняли девочку в свою семью, как родную, подарив ей бесценные моменты детства.

Самый лучший период в жизни человека: время познания мира, знакомства с людьми и разнообразием их характеров, взросление через поступки, примеры, игры для Лизель и ее сверстников был опален войной. Она отняла у детей многое, кроме одного – права быть любопытным, любознательным и видеть мир добрым, несмотря ни на что. Лизель не перестает радоваться каждой выученной букве, каждой украденной из костра аутодафе книжке, полученной на день рождения старой кукле, знакомству с соседским Руди (Вадим Соколов) и событию, которое покрыто необъяснимой и манящей тайной: «У меня в подвале прячется еврей!». Фашизм, война, еврейские погромы – это удел взрослых, которые вечно чего-то боятся и глупо ругаются на Руди за то, что он так сильно хочет быть похожим на чернокожего бегуна-олимпийца Джесси Оуэнса, что даже мажет лицо углем.

Запреты стали для этих детей нормой жизни и они уже не спрашивают, почему нельзя быть чернокожим, почему страшно быть евреем и ни в коем случае ни с кем не делиться такой притягательной тайной его укрытия в подвале.

Еврейский юноша Макс (Егор Кучкаров) появился на пороге дома семьи Хуберманов истощенный и напуганный. Он бежал от фашистов. Ганс не смог отказать в помощи сыну своего старинного друга, который во время первой мировой спас ему жизнь. Чем больше политика и война вторгаются в утлый домишко дружной семьи, тем сильнее раскачивают его ветра мировых потрясений. Живописность мизансцен, напоминающих знаменитые полотна,  завораживает и заставляет задуматься над тем, почему под гуляющей во все стороны крышей над головой, так надежно и крепко обнявшись, сидят такие разные люди? На самом деле эти люди, самые обычные немецкие бюргеры, желают только одного – мирно работать, растить детей, курить самокрутки и по вечерам сидеть с друзьями за кружкой баварского пива. Они никогда не просили для себя ничего и больше всего на свете хотели бы покоя своему дому, который внезапно перестал быть для них крепостью.

Эта история преодоления самих себя, своих страхов и сомнений. Выбор быть честным, остаться человеком, даже в минуты, когда Он (Смерть) – (Андрей Санников) черным вороном кружит над тобой или провести жизнь в футляре тревог и паники встает перед каждым персонажем спектакля. Этот вопрос решили для себя Ганс и Роза Хуберман, когда взяли в дом Макса. На него ответил себе и сам Макс, когда понял, что просидеть всю жизнь в укрытии – позиция слабого. Лизель, сама не осознавая того, тоже сделала этот непростой выбор, записывая в дневник то, о чем нельзя говорить открыто. Она заложила крошечный кирпичик в фундамент памяти о своих приемных родителях, мимо которых не прошла Смерть.

Композиция спектакля также внятна, проста и обыденна, как жизнь его героев.

Молодой постановщик обладает удивительным качеством, которое он не раз проявил в своих работах на сцене Юго-Запада – говорить о глобальном не громко, но убедительно, не ярко, но доступно. Донести свои мысли, чувства и переживания до зрителя так, чтобы они отозвались в сердцах и проникли в души, умеет в наше время изысканных и изощренных подходов к режиссуре не каждый. Цельность, основательность и уверенная концептуальность подачи, свойственные работам Максима Лакомкина, в «Книжном воришке» обрели особую остроту. Ничто не смотрится в спектакле отдельно от героев, от темы, от характеров. Все, происходящее на сцене, находится в выверенном сочетании и тесно пригнано друг к другу: впечатляющая, достоверная актерская игра, точные по рисунку костюмы, говорящие об эпохе и персонажах многое, скромный, но очень складный и практичный реквизит-конструктор, современная музыка, которой «в десятку» нашлось место в рассказе о событиях давних лет.

Таких ли уж давних? Именно этот вопрос хочет задать автор спектакля зрителю и сам отвечает на него: «Этот материал показался мне очень актуальным. Мы пытаемся раскрыть тему победы над страхом. Наш центральный образ – семейный домик, носимый всеми ветрами. Да, в странных обстоятельствах, на странной почве, на странной планете, но люди хотят жить. На фоне всех больших и грозных событий и пластов современности люди все равно хотят жить! Наш спектакль стремится именно к этой истории, когда люди просто хотят жить, быть семьей, не следить за тенденциями, за революциями, не сражаться с драконами. Им просто хочется быть рядом со своими близкими».

Автор - Дарья Евдочук