Человек фантастического таланта, он не только «с нуля» построил свой театр, но и создал собственную актерскую систему – «Школу Беляковича», воспитал плеяду учеников и последователей, работающих в его особенной эстетике.

В декабре 2016, когда мэтра не стало, театр на время «опустил паруса» и «залег в дрейф». Нужно было разработать концепцию дальнейшего существования без Мастера, который раньше сам ставил свои авторские спектакли и к этому процессу допускал не многих. Свои силы в режиссуре на Юго-Западе пробовали в основном артисты этого театра: чаще на Малой сцене в Арт Кафе, реже – на легендарной, Большой.

Было решено, для сохранения авторской стилистики и «лица необщего выраженья»Театра на Юго-Западе, предоставлять преимущественное право постановки на его подмостках тем, кто отметился на них еще при жизни Валерия Беляковича, кого благословил Мастер, кто знаком с техническими и эстетическими законами легендарной сцены.

Заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин, актер и режиссер Олег Анищенко, актер и режиссер Михаил Белякович впервые проявили себя как постановщики еще при Валерии Романовиче.

Олег Леушин активно ставил на большой сцене, начиная с 2012 года. «Люди и джентльмены» (2012), «Любовь и голуби» (2013), «В поисках сокровищ» (2014), «Портрет Дориана Грея» (2015), «Дозвониться до дождя» (2016) – большинство из этих спектаклей полюбились зрителям и продолжают жить в «юго-западном» репертуаре.

Первая постановка Олега Анищенко на большой сцене «Парашютист» (2006). Созданный в соавторстве с Михаилом Беляковичем, спектакль имел успех и довольно долгую жизнь.

Этим же тандемом были поставлены ещё два спектакля: «Аллегория» (2007) и «Гюнтер Шидловский» (2008).

В дальнейшем Олег Анищенко продолжил оттачивать свое режиссерское мастерство на Малой сцене: его самые удачные работы до сих пор заполняют афишу Арт Кафе.

Племянник Валерия Беляковича, актёр и режиссер Михаил Белякович, тоже отметился рядом постановок на Большой и Малой сценах Юго-Запада. Детский музыкальный спектакль «Дневник Элли», трогательный, добрый, весёлый, по «юго-западному» постановочно-выразительный и яркий, до сих пор является одним из самых востребованных в репертуаре.

Ни один из постановщиков даже не предполагал, что однажды ему придется вынести свое новое произведение на суд зрителей без правок, одобрения или помощи своего учителя.

В 2017 году Олег Леушин поставил спектакль по пьесе Петра Гладилина «Zoofellini. Интернет и ТВ времен Римской империи». Эта работа задумывалась еще Мастером, успевшим провести первые репетиции и наметить актерский состав. Довести до конца дело учителя – особая ответственность и долг. Именно с этими чувствами подошел к своей постановке Олег Леушин, понимая, что поклонники театра ждут от него своеобразного продолжения традиций и привычного стиля. Трагифарс Гладилина прозвучал мощно и убедительно. Вневременное пространство спектакля между далеким прошлым, не менее далеким будущим и, убивающим это будущее настоящим, создано с помощью известных творческих приемов Юго-Запада: лаконичной, утилитарной сценографии, театрализованной хореографии, во многом «говорящего» за артистов света, эксклюзивных костюмов.

Вслед за «Zoofellini» в 2018 «прилетел» еще один фантасмагоричный спектакль – «Маленькие трагедии 2k30» от Олега Анищенко. Фэнтези по блистательному произведению А. Пушкина – такое и не снилось театральной сцене! Есть в этих двух спектаклях что-то родственное: фантастический сюжет, странная туманность, черно-бело-серая гамма, обращение к современности через прошлое с будущим. Два личностных высказывания, хранящих энергетику Юго-Запада, но векторно направленных к собственному творческому «эго».

Между «Zoofellini» и «Маленькими трагедиями» были еще гоголевские «Игроки» (2017) Олега Анищенко, затем «Кабала святош» (2018), «Примадонны» (2019) Олега Леушина и «Зойкина квартира» (2019) Олега Анищенко. Здесь оба постановщика развернулись во всю «юго-западную»: злободневные по идее, дымчато-лавандовые, с медитативной музыкой «Игроки», бурлящая энергией и красками «Зойкина квартира», необычная световая сценография уверенной, классической «Кабалы святош». Озорные «Примадонны» и вовсе сделаны в излюбленном жанре Валерия Романовича: «А дай-ка я пошучу между большими постановками и поставлю что-нибудь небольшое и веселое?».

К началу 45-го юбилейного сезона Олег Леушин выпустил новый спектакль по самой известной пьесе Ф. Дюрренматта «Ромул Великий». Легкий, светлый, ироничный и беспредельно актуальный, он прозвучал «по-романычевски» глубоко, тепло и динамично, словно сам Мастер водил рукой автора по полотну сцены.

До своего внезапного ухода Валерий Романович успел выпестовать в «юго-западных» недрах еще одного режиссера. Максим Лакомкин пришел в труппу в 2010 году и быстро стал одним из ведущих актеров.

Почувствовать в себе режиссерское начало дано не каждому артисту.

Максим имел счастливый шанс испытать свои постановочные возможности сначала на Малой сцене. В 2018 году он ставит в Арт Кафе «Маленькие убийства» по пьесе американца Д.Файффера и сразу заявляет о себе, как о великолепном стилизаторе и смелом режиссере, отлично умеющим работать с актерами, берущимся за сложные абсурдистские вещи. В 2019 Максим Лакомкин дебютирует на большой сцене с мариенгофскими «Циниками» и делает удивительный спектакль, в котором нет обычного внешнего напора и натиска от Беляковича, но есть невероятная самобытность и внутренняя сила, равная энергии спектаклей Мастера. Самый дистанцированный от канонов «юго-западной» сцены, режиссер все же не может не считаться с ее особенностями и бережно включает их в свои характерные, исполненные индивидуальности, проекты. 2020 год стал для молодого постановщика особенно плодотворным: он окончил режиссерский факультет Театрального училища им.Б. Щукина и поставил в Арт Кафе Театра на Юго-Западе спектакль «Я», который попал в лонг-лист премии «Звезда театрала» 2021 в категории «Спектакль малых форм».

Автор: Евдочук Дарья