Провидческий художественный гений драматурга позволил ему сплести исторические и культурологические нити событий 476 года от рождества Христова с послевоенной действительностью и протянуть их в необозримые дали вечности. Актуальность этой, по словам автора, «исторически недостоверной комедии» не дает покоя современным постановщикам: театры охотно обращаются к пьесе, практически запрещенной в советское время из-за ее ироничного взгляда на имперские замашки любого возвышающего себя государства. Написанная летящим пером, легчайшим языком, проникнутая улыбкой, удивляющая множественностью смыслов, тем и точных афористичных фраз комедия в июле станет подарком к закрытию сезона для зрителей московского Театра на Юго-Западе. Официальная премьера состоится осенью, но уже в середине июля можно будет попасть на предпремьерные показы «Ромула Великого» в постановке художественного руководителя театра, заслуженного артиста РФ Олега Леушина.

С режиссером и актером Олегом Леушиным мы беседуем о том, как рождается новый спектакль и чем он удивит поклонников театра.

Олег Николаевич, чем привлекла Вас эта пьеса?

Мне понравился ее язык, понравился юмор. Я давно искал комедию со смыслом. Меня привлекла и представленная в ней ситуация, отражающая нашу сегодняшнюю действительность. Когда все эти факторы сошлись, то в голове сразу же родилось и сценографическое решение. Кроме того, театру обязательно нужна премьера. Так что, грех было не взяться за нее!

Когда Вы читали пьесу, сразу представляли себе кто, кого будет играть или кастинг прошел в процессе?

Основных персонажей я представил практически сразу. Я понял, что Ромул — это я, Юлия — это Карина Дымонт, что Теодорих и Одоакр — это Артур Хачатрян и Фарид Тагиев. На роль Эмилиана было несколько кандидатов, но с главными персонажами все решилось сразу.

На самом деле я впервые задумался о постановке этой пьесы несколько лет назад. Тогда я думал, что у меня будут играть Вячеслав Гришечкин, Алексей Ванин, Михаил Белякович, Галина Галкина, Оля Авилова. Потом все планы рухнули, все переигралось, и теперь я вернулся к той же идее, но уже с другим составом.

Сейчас пьесой «Ромул Великий» театры активно заинтересовались. Что в ней находят постановщики?

Думаю, каждый свое. На мой взгляд, там какой-то генеральной идеи нет. Для себя я «выудил» парочку мыслей, о чем и про что я хочу говорить, но вообще там столько всего намешано! При этом сама пьеса, на мой взгляд, алогичная: например, одни фразы персонажа опровергают другие его фразы. Надо было сначала найти логику в поведении того же Ромула.

Он одержим благородством, но какими путями к нему идет, это до сих пор вызывает у меня вопросы.

Известно, что Фридрих Дюрренматт оставил свои ремарки, свое видение главных персонажей комедии. Вы придерживаетесь его характеристик или трактуете образы по-своему?

Конечно же, я уважаю мнение автора, ведь он вкладывал определенный смысл в свои заметки. Для режиссера главное — не навредить пьесе, увидеть и прочувствовать то, что в нее закладывал драматург. Однако необходимо и аккуратно привнести что-то свое, без этого тоже никак нельзя. У нас в последнее время любят эпатажные и скандальные  подходы и решения, но, мне кажется, нужно отнестись к автору с вниманием и уважением.

Автор выбрал для пьесы жанр комедии, но основная суть ее скорее грустная. В чем Вы видите комедийность этого произведения?

Я думаю, что суть не печальная, скорее это смех сквозь слезы. Речь в ней о том, куда мы катимся, что идет нам на смену, какие силы, что творит с нами весь этот мир. Мне кажется, что вся современная мировая история уже превратилась в неприкрытый фарс.

У меня жанр не чисто комедийный, я стараюсь внести трагифарсовые нотки. Мы вместе с артистами пытаемся этот жанр нащупать. Фарсовость пьесе придает псевдопатриотическое поведение чиновников, министров, всех вокруг Ромула! И это тоже актуально.

Комедия писалась в 1947 году, когда шел передел мироустройства, и сейчас происходит то же самое! Пока без массового кровопролития, но по сути все также. Меняются цивилизации, но человечество веками наступает на одни и те же грабли!

Выходит, что художники, обращающие наше внимание на это, желающие что-то изменить своим творчеством, работают в пустоту? Ничего не меняется?

Думаю, если бы они этого не писали, мы бы уже давно опять куда-нибудь рухнули. Культура все же держит мир на плаву. Если у нас останутся только «фейсбуки», «инстаграммы», игрушки компьютерные, мир окончательно станет потребительским.  

В этой пьесе можно отыскать большое количество фраз, которые с легкостью могут стать цитатами, афоризмами. Вы нашли для себя ту, которая являлась бы лозунгом постановки?

Таких там много. Например: «Государство называет себя Родиной, когда уничтожает своих людей». Или Ромул говорит: «Я не похож на героического отца из трагедии, который желал бы государству «приятного аппетита!», когда оно пожирает своих детей».

Зрителям стоит ждать от постановки каких-либо сюрпризов?

Стоит! Особенно в финале: он не совсем такой, как у автора, хотя почти такой же. Я его немного расширил. Кроме того, я поработал с текстом, кое-что убрал, кур, например. Они точно не будут бегать по сцене. Хотя, сама тема «куроводства» остается. Для обоих правителей, Ромула и Одоакра, «куроводство» — это способ отстранения от жизни, которая их перестала устраивать.

Кое-что я вписал в сцену разговора Ромула с Одоакром, момент некоего прозрения, когда оба поняли, что один боялся будущего, другой боялся прошлого, но живем-то мы все в настоящем! И если не строить настоящее, то забывается прошлое и не будет будущего. Я попытался заложить в мою постановку такие мысли.

Так ведь оба правителя вовсе не хотят дальше править! Как же они будут строить настоящее, кто его будет создавать?

В этом-то и кроется секрет моего финала! Этот финал как раз и дает комедийную фарсовую ситуацию, которая у Дюрренматта заложена, но у него в ней участвует один герой, а у меня треугольник.

Финал мне сразу не очень нравился, и у меня было несколько его вариантов. Последний родился в процессе репетиций в прекрасные моменты сотворчества. Все актеры относятся с большим интересом к работе, активно участвуют, что-то предлагают. Моя задача — взять лучшее из этих идей. И это получается! Структура спектакля уже готова, мы выходим в прогоны, чтобы уже скоро какой-то результат вынести на зрителя.

В каком стиле Вы решили этот спектакль?

Он чисто визуальный и будет много пластического существования артистов на сцене. Это будет ожившая история. Так пока еще никто не делал этот спектакль.

Как Вы считаете, в мировой истории были похожие правители?

Как ни странно, Калигула. Он тоже стремился к счастью. Возможно, Наполеон. Все они одним миром мазаны: на ком-то чуть больше крови, на ком-то чуть меньше, но власть без крови невозможна!

Ромул понял для себя, что власть на бумаге — это одно, на деле — другое. Поэтому император делает что? Он бездействует! И это мощнейшее действие! Это сложнее, чем действовать.

Он говорит своей дочери Рее: «Рим погибнет, и кроме твоей любви у него ничего не останется!». Труднее любить человека, чем государство. Думаю, Ромул, придя к власти, хотел что-то изменить в своей империи, но он бьется, как об стену. Все его окружение его тормозит. Это, как сейчас у нас. Ромул — идеалист, он, конечно, чего-то хотел, но пришел к выводу: «Раз я не могу изменить государство, я его уничтожу».

Как Вы думаете, Ромул боялся прихода германцев, Одоакра?

Страх перед неизвестностью всегда существует, но Ромул смелый человек и он решился. Он решился умереть, уверенный, что германцы его убьют. А его оставляют жить. Для меня в его поведении есть момент мессианства. В те времена христианство уже стало укреплять свои позиции, где-то стало уже переходить в разряд государственной религии. И мне показалось, что Ромул пытается нести функции Иисуса Христа — он себя отправляет на крест! Но при этом Иисус исцелял, проповедовал, а Ромул уничтожает вокруг себя все. Вернее, все вокруг него само себя пожирает, а он ничего не предпринимает. Так что, здесь есть почва для размышлений и зрителям, и критикам. Для нас, как для артистов и для меня, как режиссера здесь еще «непаханое поле», и как бы мы не анализировали сейчас все происходящее, спектакль будет и дальше трансформироваться и углубляться.

Автор статьиДарья Евдочук.