На фоне активно развивающейся онлайн жизни события, которые могут случится в нашей обычной реальности, стали уже чем-то экстраординарным. Так, в Москве с 14 по 16 августа состоится один из первых больших театральных офлайн проектов - THEATRUM: Ре-Формация, который проводится Институтом театра (Образовательный проект фестиваля «Золотая Маска») и Благотворительным Фондом Владимира Потанина.

Ре-Формация представит 7 перформативных работ, созданных зарубежными режиссерами специально для локаций московских музеев. Проект изначально был задуман кураторами Антоном Флеровым, Екатериной Василёвой и Елизаветой Спиваковской как некая возможность для театров и музеев вернуться в рабочую форму. При этом условия посткарантинной жизни организаторы и режиссеры воспринимали не как ограничения, а как «предлагаемые обстоятельства» и новый опыт. Так, весь подготовительный этап – выбор пространства, создание концепции и репетиции – проходили онлайн. Что получилось – вы можете увидеть, если в следующий уикенд заглянете в Новую Третьяковку, ММОМА, Музей-усадьбу «Царицыно», Центр Вознесенского, Музей русского импрессионизма или на 56-ой этаж Музея Москва-Сити.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Кто: Постановка deufert&plischke, Германия
Когда: 14 августа, 12:00, 16 августа, 17:00
Где: Музей русского импрессионизма

Дуэт deufert&plischke известен в Германии более 18 лет. Его создатели Каттрин Дойферт и Томас Плишке принципиально не разделяют свое творчество, мысля его как совместное, и этот взгляд распространяется и на зрителей. В своих работах deufert&plischke занимаются тем, что каждый раз создают некую новую среду – пространство для встречи зрителя с кем-то или чем-то еще, пространство, где можно быть свободными и открытым к эмпатии и рефлексии. В случае с московским перформансом его авторы задались вопросом что такое страх, начиная от самых маленьких и бытовых или тех, что возникли в период глобального карантина, до глубинных и общечеловеческих. Оказавшись в залах Музея русского импрессионизма, каждый зритель в итоге остается один на один с перформером, и именно это становится главным опытом – сокровенной, индивидуальной встречей. Для московских актеров (а в данном случае это команда из РАМТа) это тоже определенный экспириенс, ведь здесь от них не требуется играть какую-то роль, скорее наоборот – быть максимально приближенным к себе настоящему, чтобы этот контакт со зрителем состоялся.

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

СВИДЕТЕЛЬ

Кто: Постановка Жюли Бове, Швейцария
Когда: 14 августа, 14:00, 18:00
Где: Музей-заповедник «Царицыно», Первая оранжерея

Перформанс Жюли Бове не случайно помещен в пространство музея-усадьбы «Царицыно», окруженного природным ландшафтом. Для режиссера было необходимо найти именно естественную среду, которая помогла бы исполнителям и зрителям погрузится в новое для них состояние, прислушаться и вернуться к себе. В основе этой работы – партитура американского композитора Полины Оливейрос, но сама партитура не похожа на то, что мы подразумеваем под этим словом, и скорее напоминает инструкцию без единой ноты. Эта партитура-рекомендация, помогающая перформерам создать звуковую среду изнутри себя, из своих ощущений и ассоциаций. Жюли Бове развивает здесь главные идеи Оливейрос: стремление к «глубокому слушанию» (deep listening) и «акустической осознанности», давая исполнителям большое пространство для творчества. Важно и то, что участником «глубоко слушания» может стать любой человек, поэтому здесь помимо артистов Театра «Практики» принимают участие и непрофессионалы, среди которых есть даже сотрудники самого музея «Царицыно».

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

 

ИСТОРИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Кто: Постановка Пии Партум, Польша
Когда: 14 августа, 17:00, 20:00
Где: Музей Москва-Сити

Может быть, выбирая пространство для своего перформанса, Пиа Партум следовала нашим глубинным архетипическим представлениям, ведь чтобы рассказать «Историю одиночества» режиссер поместила героя и всех зрителей в башню – перформанс происходит на 56-ом этаже в Москва-Сити. Чувство недосягаемости и отрешенности, потеря всяких человеческих связей усиливаются еще и тем, что за панорамными окнами торжествует тотальный урбанистический пейзаж. Основой для перформанса стал «Дон Жуан» Моцарта, который в данной истории работает скорее как рамка, миф о потерянном человеке. Существенно переработав музыкальную структуру, Пия сосредоточила внимание на отчаянном монологе героя, его психологических барьерах и комплексах, на том как в городской среде каждый из нас перестает слышать свой внутренний голос и постепенно теряет себя.

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

И ОНА НАЙДЕТ УТЕШЕНИЕ

Кто: Постановка Лилах Декель-Авнери, Израиль
Когда: 15 августа, 15:00, 16:30, 19:00, 20:30
Где: Центр Вознесенского

Этот перформанс – путешествие для зрителей, которых разбивают на группы и ведут по пространству музея. В каждой комнате своя атмосфера, свой сюжет и набор действий, встреча с разными ограничениями, которые нас окружают. Всего 7 остановок/сцен/встреч – по числу семи добродетелей и семи смертных грехов. Думая о точках пересечения двух стран, Израиля и России, Лилах Декель-Авнери вспомнила об идее кибуца – модели сельскохозяйственной коммуны, отчасти заимствованной из советского прошлого. И это стало толчком для дальнейшей работы. Может быть ситуация общемирового кризиса и нарушение привычного уклада жизни – подходящее время, чтобы вернуться к созданию нового, равноправного общества? Для Лилах театр – место, где мы начинаем работать со своими утопиями и преодолевать/претворять свои идеи в жизнь. Именно поэтому в финале этого партисипаторного действия зрители вместе с артистами должны выработать свой собственный манифест возможного нового социального уклада, а закрепить союз очень по-израильски – танцем.

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

ПЯТЬ ПЕСЕН МАРИИ ВЕЗЕНДОК

Кто: Постановка Валентина Шварца, Австрия
Когда: 15 августа, 21:00
Где: Музей-заповедник «Царицыно», Оперный дом

Вокальный цикл Вагнера «Пять песен на стихи Марии Везендок» – одно из самых личных и автобиографических произведений немецкого композитора, в основу которого легла история его реальных отношений. Для режиссера Валентина Шварца, активно работающего с наследием Вагнера (в 2020 году должна была состоятся его премьера «Кольцо нибелунга» в Байройте, но ее по понятным причинам перенесли), этот камерно-вокальный цикл имеет особое значение. Его детство прошло в доме на территории поместья Везендоков – и как следствие в перформансе будут показаны реальные видеокадры этих мест. Шварц придумал для своей постановки двухступенчатую структуру. Сначала цикл будет исполнен солисткой Анастасией Лепешинской под аккомпанемент фортепиано. А затем у зрителей будет возможность услышать этот же цикл, но уже в исполнении струнного квартета, усиленный эмоционально и инструментально. Сравнивая два музыкальных воплощения, становится очевидна главная мысль Шварца: невозможность выразить всю силу человеческих чувств кроме как через творчество.   

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

СОН ОБЪЯЛ ЕГО ДОМ

Кто: Постановка Сильвии Косты, Италия
Когда: 16 августа, 13:00, 15:00
Где: ММОМА на Петровке 25

Сильвия Коста, известная как главный ассистент в постановках Ромео Кастеллуччи, на самом деле является самостоятельным перформером, художником и режиссером, развивающим свой собственный визуальный язык. Темой для московского перформанса Сильвия выбрала сны – те самые, что снились всем нам во время изоляции. Какими они были, когда все человечество оказалось в страхе перед новой смертельной опасностью? Об этом на репетициях Сильвия разговаривала с артистами Электротеатра Станиславский и именно из их рассказов, обрывков, смутных воспоминаниях был смонтирован текст перформанса. Вместе с композитором Никола Ратти они создали пространственно-музыкальную композицию, в которой пограничное состояние сна вдруг обретает свою мерцающую, призрачную явь.

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

СНЫ ИЗОЛЯЦИИ

Кто: Постановка Барборы Хораковой, Чехия / Швейцария
Когда: 16 августа, 22:00
Где: Новая Третьяковка

Несмотря на явную перекличку в названии с перформансом Сильвии Косты, работа Барборы Хораковой «Сны изоляции» по своей идее и воплощению – совсем о другом. Хоракова, у которой за плечами довольно мощный профессиональный бэкграунд (начинавшая карьеру как оперная вокалистка, она затем активно и успешно занялась режиссурой), Барбора придумала структуру перформанса на основе барочной музыки. Объектом ее исследования становятся наши мечты и скрытые чувства в ситуации ограниченных возможностей и замкнутого пространства, когда мы не можем преодолеть границы и воплотить желаемое в жизнь, так же как не можем преодолеть границы сна. Как далеко мы готовы уйти в своей фантазии, для которой не существует закрытых дверей? И насколько правдиво и откровенно сны могут рассказать что-то о нас? Чтобы разобраться с этим во время репетиций даже приглашали ученого-сомнолога, беседовавшего с перформерами. А итогом всего репетиционного процесса станет мощная аудио-визуальная среда с участием Барочного консорта Tempo Restauro под руководством Марии Максимчук.

Вход свободный по предварительной регистрации по ссылке.

Автор текста — Елизавета Царевская