Вспышка коронавриусной инфекции вынудила весенние и летние театральные фестивали взять тайм-аут на год. Редким исключением стал XXVII Пушкинский Псковский фестиваль, собравший сильную программу более чем из 20 видеозаписей спектаклей для онлайн-просмотра. То, что вчера казалось практически невозможным, случилось, и «Ваш Досуг» составил свой компактный, гид по событиям фестиваля, который продйет с 20 мая по 8 июня полностью в онлайн-формате.

«Шинель. Dress Code» (Санкт-Петербург, режиссер: Тимофей Кулябин)

20 мая в 19:00 и 21 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Спектакль о форме, уничтожившей содержание. Dress Code в постановке Тимофея Кулябина подменяет собой смысл жизни. Акакий Акакиевич с помощью костюма хочет переродиться в новое существо, более уместное и приспособленное к окружающей действительности, но, как и у Гоголя, его попытка обречена и приводит к окончательной гибели. 

«Мастер и Маргарита» (Хельсинки, режиссер: Эйидль Палльсон)

21 мая в 19:00 и  22 мая в 13:00
Спектакль исполняется на шведском языке с русскими субтитрами 
Смотреть онлайн можно по ссылке

Исландский режиссер Эйидль Палльсон поставил «Мастера и Маргариту» к тридцатилетию шведского театра Viirus, задействовав в спектакле актеров разных поколений. В театре на индустриальной окраине отключили свет. От нечего делать рабочие сцены начинают пересказывать друг-другу городские легенды о Дьяволе, Мастере и Понтии Пилате. Постепенно выдумка завладевает рассказчиками, пробуждая в них героев Булгакова.

«Наводнение» (Улан-Удэ, режиссер: Сергей Левицкий)

22 мая в 19:00 и 23 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

С прозой Замятина не бывает просто. Под понимаемым текстом у него сокрыт мир предчувствий. Сергей Левицкий выводит это, чувственное восприятие на первый план, делая его визуальным. Спектакль состоит из тревожных и поэтичных образов: анфилада арок, развивающиеся белые занавесы, засохшее дерево, плавающие на поверхности воды страницы книг. Каждая сцена семейной драмы, описанной в повести, на сцене выстроена с точки зрения художника, наделяющего быт символическим значением. 

«Тарас Бульба» (Санкт-Петербург, режиссер: Андрий Жолдак)

23 мая в 19:00 и 24 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Уникальный шанс двадцать лет спустя увидеть постановку, ставшую первым кирпичиком в фундаменте театрального явления под именем Андрий Жолдак. Сам режиссер называет этот спектакль переломным в своем творчестве, изменившим его отношение к театру. В двухтысячном году премьера «Тараса Бульбы» вызвала настоящий скандал. Публику шокировала откровенность и метафоричность происходящего на сцене. Очевидцы вспоминают, что, практически отказавшись от текста, Жолдак показал аттракцион жестокости, ставший манифестом против насилия. 

«Сказка о попе и работнике его Балде» (Петрозаводск, режиссер: Вячеслав Поляков)

24 мая в 17:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Первый из двух семейных спектаклей, вошедших в программу фестиваля. Проходя квест, группа подростков заново открывает для себя Пушкина. Не того Александра Сергеевича, творчество которого так тяжело дается из под школьной палки, а поэта-хулигана, созвучного бунтарской молодости. Знакомая с детства сказка превращается в рэп. Бойкий речитатив сопровождает партия ударных stomp-оркестра.

«Зулейха открывает глаза» (Уфа, режиссер: Айрат Абушахманов)

25 мая в 19:00 и 25 мая в 13:00
Спектакль исполняется на башкирском языке с русскими субтитрами
Смотреть онлайн можно по ссылке

Удачная попытка сжать объемный текст одноименного романа до двух часов, не упустив при этом важных событий. Поклонники книги Гузель Яхиной не останутся разочарованными, а зрители, не читавшие роман, раскроют его в тех же ярких красках. Спектакль Айрата Абушахманова соткан из сказочных снов, граничащих с кошмарной реальностью. От того путь Зулейхи, обречённой «открыть глаза», в спектакле выглядит даже трагичнее, чем на бумаге. 

«Река Потудань» (Псков, режиссер: Сергей Чехов)

25 мая в 19:00 и 26 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Медитативная постановка Сергея Чехова поделена на два вектора восприятия — видимый и слышимый. Пока глаза наблюдают за жизнью ни то больницы, ни то дома престарелых, уши слышат рассказ Андрея Платонова, на первый взгляд с представленной картинкой не связанный. На границе спорящих друг с другом явей находится мифическая составляющая спектакля. До финала доплывут не все, но чудо ждет тех зрителей, кто рискнет погрузиться в эти темные воды. 

«Отцы и дети» Театр «Гешер» (Тель-Авив, режиссер: Йехезкель Лазаров)

26 мая в 19:00 и 27 мая в 13:00
Спектакль исполняется на иврите с русскими субтитрами
Смотреть онлайн можно по ссылке

Синий хромакей — базовый фон, с которым работает Йехезкель Лазаров, перемещая своих герое со сцены на экран, а с экрана на сцену. Глубокий синий цвет и визуальные иллюзии — инструменты, с помощью которых зритель может отстранится от как никогда актуального, по мнению режиссера, текста Тургенева. Казалась бы, нонсенс, но в этой работе Лазаров действует как пуантилист. Набрасывая тысячу точек на полотно сцены, он заставляет сделать шаг назад, чтобы увидеть как они складываются в цельную картину. 

«Пиковая дама» (Новокузнецк, режиссер: Андрей Сидельников)

27 мая в 19:00 и 28 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

В этой версии Пушкинской драмы Герману придётся дважды уступить Пиковой даме. Новокузнецкий спектакль — бенефис Веры Березняковой, поэтому многое в нем определяется демонической фигурой Графини и личным обаянием актрисы. 

«Молодость» (Тюмень, режиссер: Данил Чащин)

28 мая в 19:00 и 29 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне» режиссер, Данил Чащин перенес в наши дни. «Молодость» — это не только название оздоровительного заведения, в котором происходят события, но и вожделенный Грааль — синоним успеха. Мнимая юность кажется героям залогом счастья, хотя на деле судьбы по-прежнему вершат деньги и связи. Молодость — время упущенных возможностей, потому что управляет возможностями старость. 

«Гроза» (Великие Луки, режиссер: Илья Ротенберг)

29 мая в 19:00 и 30 мая в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

В своих интервью Илья Ротенберг много раз подчеркивал, что ищет не новое звучание пьесы, а Катерину, близкую сегодняшнему дню. К тексту Островского в Великолукском драматическом  театре, отнеслись бережно, изменив лишь внешние обстоятельства. Вместо берега Волги — душевая не то заброшенного пионерлагеря, не то спортзала из девяностых.  В таких декорациях могли бы снять местную версию хичкоковского «Психо». С той лишь разницей, что вместо ножа убийцы напряжение создает ощущение неминуемой гибели в поисках любви.

«Пиковая дама. Игра» (Санкт-Петербург, режиссер: Евгения Сафонова)

30 мая в 19:00 и 31 мая в 12:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Ядовитые цвета, медленно разъедающие психику, механические движения актеров, неожиданно сводимые человеческой судорогой, и, конечно, звук, заставляющий мутировать текст. Спектакль Евгении Сафоновой — сильнейший галлюциноген, модифицирующий взаимоотношения зрителя с текстом Пушкина.

«Мария» (Омск, режиссер: Георгий Цхвирава)

31 мая в 19:00 и 1 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

«Мария» оглушает своей неестественной теснотой. Георгий Цхвирава собирает послереволюционный Петроград из комнат-сот. Тесные коммуналки для сжатых до состояния пружин или выжитых как тряпки людей. Макет будущей архитектуры народа, заложенный в тексте Бабеля и раскрытый в спектакле. Далеко-далеко, остро ощущается свободный воздух, не дозируемый скупыми порциями. Но чтобы добраться до него, нужно поднять тяжелый, словно железный, занавес. 

«Алексей Каренин» (Таллин, режиссер: Алексей Песегов)

1 июня в 19:00 и 2 июня в 13:00
Спектакль исполняется на эстонском языке с русскими субтитрами
Смотреть онлайн можно по ссылке

Первые показы «Алексея Каренина» проходили в руинах Тапаского вокзала. Именно там возникла мистическая нотка, ставшая частью повествования, выстроенного по всем законам психологического театра. После спектакль игрался на разных площадках, но предчувствие появления призрачного поезда, сохранилось в нем, как память места. 

«Последние дни» (Минусинск, режиссер: Сергей Потапов)

2 июня в 19:00 и 3 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Булгаков сочинил пьесу о Пушкине, в которой Пушкин на сцене не появляется, зато во всех красках представлено его окружение. Сергей Потапов перенимает злой тон, подшучивая над обществом, ускорившим гибель поэта. К сожалению, сатира не в силах изменить трагический финал, воплощённый в образе сломанных часов, напоминающих гроб. 

«Глумов» (Салават, режиссер: Антон Федоров)

3 июня в 19:00 и 4 июня в 13:00
Спектакль идет на башкирском языке с русскими субтитрами
Смотреть онлайн можно по ссылке

Антон Федоров заслужил репутацию режиссера, способного найти уникальное звучание для любого текста, будь то «Петровы в гриппе» Алексей Сальникова или «Ревизор» Николая Гоголя. Самое время сделать ставку, что Островский не стане исключением. Игра с пьесой в башкирском драматическом театре превращается в игру с масштабом. Чем более раздуто самомнение персонажа, тем утрирование его маска. 

«Повести Белкина» (Магнитогорск, режиссер: Тимур Насиров)

4 июня в 19:00 и 5 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Магнитогорский спектакль мог бы участвовать в состязании за звание «самой оптимистичной постановки по творчеству Пушкина». Тимур Насиров объединил «Повести Белкина» сквозным, почти сказочным, сюжетом о четырех издателях, обсуждающих и случайно выпускающих на волю рукописи «Выстрела», «Метели», «Станционного смотрителя» и «Гробовщика». Игривый тон, заданный общей сюжетной канвой, позволил режиссёру сохранить легкость повествования даже в самых трагичных историях. 

«Дом. Дочь. Дорога» (Кудымкар, режиссер: Вера Попова)

5 июня в 19:00 и 6 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Что будет, если чистую монету «Капитанской дочки» поместить в кислоту наших дней. Драматург, Алексей Житковский, взявшись за эту задачу, смещает из центра повествования Петра Гринева, заменяя его современной Машей Мироновой. Женский взгляд на события дает толчок к переосмыслению остальных персонажей. В первую очередь Пугаечева, делая его более приземлённым, лишённым героического лоска. Режиссер Вера Попова и художник Алексей Лобанов довершают картину, создавая вокруг нового сюжета замкнутую среду, концентрирующую страдания и страсти героев. 

«Дама ПиК» (Красноярск, режиссер: Геннадий Тростянецкий)

6 июня в 19:00 и 7 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Геннадий Тростянецкий на новый лад изложил старую поговорку: «что русскому хорошо, то немцу смерть». Под «русскими» в спектакле подразумеваются люди фарта, живущие на авось. «Немцы» — их противоположность, рассудочный тип. Логикам жить сложнее, им настолько необходим порядок, что они ищут его даже в хаосе. В первые же минуты спектакля, объясняя правила игры в «Фараон», рассчитанные на слепую удачу, режиссер как бы подтверждает — Россия любит глупое везение и не любит холодный расчет, на местной почве Германам не выжить. 

«Васса» (Петрозаводск, режиссер: Сергей Стеблюк)

7 июня в 19:00 и 8 июня в 13:00
Смотреть онлайн можно по ссылке

Две редакции «Вассы», созданные Максимом Горьким, дают режиссёрам больше свободы в выборе контекста для постановки. Ставить ли спектакль как социальную драму или как семейную? Петрозаводская «Васса» — выбор в пользу частного. Это история крушения личных надежд сильной женщины, не сумевшей вывести на своих плечах дело и семью.  

«Борис Годунов» (Вильнюс, режиссер: Эймунтас Някрошюс)

8 июня в 19:00
Спектакль исполняется на литовском языке с русскими субтитрами
Смотреть онлайн можно по ссылке

Для финала фестиваль приберёг один из главных козырей — спектакль режиссера, доказавшего, что в театре нет ничего недоступного пониманию. Власть или душа, лестница в небо или Сталинская высотка — главное не принимать противопоставления на сцене буквально. Потому что спектакли Эймунтаса Някрошюса не страдали от этого недуга. Они были заражены иной болезнью – острым вниманием к деталям из которых состоит жизнь. Найдутся десятки переводчиков, готовых трактовать сценический язык Някрошюса, но правда в том, что он гораздо ближе к зрителю и не требует особого перевода. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: