Не успела в Москве отгреметь премьера очень зрительской современной оперы, как на гастроли в столицу из Самарского театра оперы и балета приехал танцевальный спектакль «Три маски короля» в хореографии Юрия СМЕКАЛОВА на оригинальную музыку Михаила КРЫЛОВА. Главную партию исполнил прославленный премьер Мариинского театра Владимир ШКЛЯРОВ. За дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений ХОХЛОВ. На единственный показ в столице сходил шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant и увидел редкое явление.
Такие явления, как «Три маски короля», — на театральной сцене редкость. В хорошем смысле «народный», невероятно зрелищный, экспрессивный и задорный спектакль, порождающий «рев толпы», сочетается с виртуозностью высокого искусства классического балета и, при этом, содержит в себе, как «кухонную философию», так и более серьезные политические и социальные подтексты. Подобного попадания «во всех», так или иначе, стремится достичь любой театрализованный массовый продукт, но, как правило, выходит плохо, в лучшем случае удовлетворяются запросы какой-то одной части аудитории. В данном случае в пору говорить о талантливом искусстве компромисса — несочетаемое сочетается, недостижимое достигается, в невероятное верится.
Музыка, написанная композитором Михаилом Крыловым специально для этого спектакля, яркая и запоминающаяся, обескураживает своей простотой и примитивностью. Такую неприхотливую музыку невольно хочется отнести к фоновому и спекулятивному саундтреку бесчисленных цирковых и ледовых шоу, если бы не два «но» — оркестровка, которую сделал талантливый академический композитор Даниил Пильчен и саунд-дизайн Влада Жукова. Из столкновения «массового» и «элитарного» возник первый удачный компромисс. Мелодии заедают в памяти, многих зрителей тянет прихлопывать и раскачиваться в такт, но, при этом, музыкальный поток может приятно удивить выбранными выразительными средствами и более искушенных слушателей.
Продолжает череду удачных компромиссов хореография Юрия Смекалова. С одной стороны, в спектакле много массовых сцен, в духе шоу-балетов, ритмичных и эффектных. Кажется, что их цель — впечатлять и не дать зрителю ни на секунду испытать скуку. Как вдруг, тональность действия сменяется, и на передний план выходят соло — со все еще эпично выстроенными мизансценами, приводящими в восторг публику зрелищными высокими прыжками и безупречными картинными поворотами, но уже с ювелирной техникой, требующей от солистов хорошей классической подготовки и неподдельного артистизма. Как с первым, так и со вторым у исполнителей трех главных ролей все в полном порядке.
Ксения Овчинникова в роли Эммы прекрасна в своей хрупкости, детской наивности. Не возникает никаких сомнений, почему она единственная, кто не носит маску — она просто не понимает зачем. Выгода — это совсем не про нее, и не удивительно, что именно она — та сила, которая заставит героев от масок отказаться. Анастасия Тетченко в партии Сары — эфемерное, неземное создание, то ли плод воображения, то ли наваждение, перерождающееся в метафору абсолютного и маскулинного зла. При всей возвышенности образа ей удается пронести в себе и таящуюся в тихом омуте опасность. Не каждая артистка балета может с такой убедительностью преображаться в трансгендерных ролях. И, наконец, Владимир Шкляров в роли Юлия — возможно первого правителя в истории, который осознал уродливость своей маски и захотел от нее избавиться, — по праву главная звезда и центробежная сила всего спектакля. Его пластика страстная, решительная и порывистая остается в то же время певуче летящой, академически безупречной и элегантной. В нем чувствуются, как благородная стать правителя, так и буйство смятенного молодого человека. Небольшая хореографическая партия «надевания маски» досталась даже дирижеру Евгению Хохлову, как прием выноса театрального действа за пределы сцены.
![](https://img.youtube.com/vi/_WaAhnQQ3h8/mqdefault.jpg)
Наконец, спектакль неплохо составлен идеологически. Конечно, до многозначительной глубины притчи ему далеко. Конфликт лежит на поверхности. Вопрос масок стоит довольно обыденно: есть маска политическая, маска личностная и маска социальная. Есть и попытка от этих масок избавиться, которая в конечном итоге приводит к невозможности полностью от них отделиться, так как не бывает той маски, в которую носитель не вдохнул бы часть себя настоящего. Но есть одна маска, которая зачаровывает особо — это декорация, выполненная художником-постановщиком Вячеславом Окуневым — огромная античная голова, которая на протяжении почти всего спектакля пустыми глазницами трагично взирает на людей — как на тех, что тщетно стараются не отодрать свое истинное лицо, сдирая маски, так и на тех, кто сидит в зале и с жадным блеском в глазах смотрит на сцену.