Творческая деятельность и самовыражение часто могут быть недоступны для многих людей. Театр — не исключение. Однако, фестивали особого, инклюзивного и социального театра активнее захватывают умы зрителей. Цель такого театра — разрушить барьеры между людьми, создать мир без ярлыков, в котором различия ценятся и преподносятся, как сильные стороны. Люди «с ограниченными возможностями» и «низким» социальным статусом выходят на сцену не для того, чтобы зрители на них посмотрели и ужаснулись, не для того, чтобы их пожалели или поддержали. Актуальный инклюзивный театр — это место, где разные люди встречаются, чтобы лучше узнать друг друга, и, как следствие, понять о себе и своих возможностях нечто новое.

Казалось бы, исходя из своей социальной политики, Россия в этом направлении искусства должна отставать, но, видимо, сказывается сентиментальная и эмпатичная русская душа — у нас с инклюзивным и социальным театром дела обстоят очень недурно. Наши эксперты и режиссеры регулярно консультируют западных коллег. Мы встроены в медленную, но стабильно расширяющуюся систему реформации мирового театра через включение в него всех.

Одной из возможностей познакомиться с таким театром в Москве является ежегодный фестиваль «Протеатр» — пространство, в котором встречаются разные люди, и от этих встреч могут происходить удивительный вещи. Темой фестиваля 2020 года станет «Презентация и репрезентация человека с инвалидностью». Фестиваль пройдет с 21 по 23 февраля в Центре им. Вс. Мейерхольда.

Перед тем, как написать этот обзор, я попросил организаторов показать мне все спектакли, которые входят в программу. Чтобы этот текст не был рядовым и малосодержательным анонсом или переписанным пресс-релизом. Чтобы вам было легче понять, в какой из спектаклей вы действительно хотите включиться.

Обратите внимание: если вам захочется посетить все три дня фестиваля, для вас действует выгодный абонемент (от 1500 до 2250 рублей), позволяющий увидеть все спектакли всех дней. В конце каждого дня фестиваля зрители могут вместе с исполнителями и критиками обсудить увиденное и проработать свои впечатления — эту возможность лучше не упускать, там случаются очень полезные и крайне острые дискуссии.

ДЕНЬ 1 | 21 ФЕВРАЛЯ 2020 | 19:00

Фестиваль откроется 45-минутным российским спектаклем «Футуроны. Единицы будущего» от Интегрированной театральной студии «Круг» при участии авторского театра «Эскизы в пространстве». Это единственный спектакль программы, который я не смог увидеть заранее, поскольку прямо сейчас он находится в процессе постановки, на фестивале состоится его первое исполнение.

Постановщики подчеркивают: 
«Когда мы представляем будущее, мы сосредотачиваемся на внешнем: как будет выглядеть человек, какую одежду он будет носить, как изменится окружающий мир. Но редко задумываемся, решит ли он свои основные проблемы и противоречия? Меньше ли в нем станет агрессии и склонности к насилию? Ближе ли он будет к природе? Обнаружит ли в себе источник человечности?»

Сочетая разнообразные эстетические средства — живую музыку, театр предмета, аутентичную телесную выразительность, где бытовой жест трансформируется в современный, динамичный танец, — авторы спектакля обещают пофантазировать о будущем и представить отдельные футуроны — единицы будущего, локальные образы и эскизы на заданную тему. Говорят, что получится смешно, страшно и немного грустно.

Билеты (от 600 до 2000 рублей) доступны на сайте.

ДЕНЬ 2 | 22 ФЕВРАЛЯ 2020  | 19:00

Второй день фестиваля будет самым насыщенным — сразу три танцевальных спектакля из разных уголков мира за один вечер. Билеты (от 600 до 2000 рублей) на второй день фестиваля (с возможностью увидеть все спектакли) доступны на сайте.

ЭЛЛИОТ / HELLIOT (Испания)

Danza Mobile & Alteraciones DT
Продолжительность: 30 минут

О ЧЕМ?

Это междисциплинарный танцевальный спектакль, в котором история жизни трансформируется в «театральное путешествие» от частного к глобальному, от интимного и личного — к социальному. История человечества состоит из крошечных историй, которые могут показаться неважными и незначительными на первый взгляд, но оказываются нужными и необходимыми для создания общей картины. «Эллиот» — спектакль о том, каково быть современным танцором, и что мы хотим видеть на сцене сегодня.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:

На сцене одинокий танцовщик в размашистой юбке и с привязанными к щиколоткам колокольчиками, как принято в индийским танце с вековой традицией, катхате. Вокруг него вигвамы. У него голова лошади. Его танец — отстукивание ногами ритмов с первобытной энергией. Постепенно он отказывается от звериной природы, снимает маску и противопоставляет себя толпе зрителей. В звуковом сопровождении появляется музыка Дэвида Ланга, которая была саундтреком к фильму Паоло Соррентино «Молодость». А исполнитель на сцене берет зеркало и начинает изучать себя. Кто он? К какой культуре принадлежит? Похож ли он на других? Его отличия — преимущество или уродство? Он уединяется в вигваме, изучая тени. А к финалу отпускает все сомнения и предается танцу с той самоотдачей, которая свойственна людям, когда на них никто не смотрит. Так ему удается скинуть с себя все культурные и социальные наросты и раствориться в неге мыльной пены, словно в облаках.

Единственный недостаток этого спектакля — он может показаться затянутым. Но мне показали полную, 50-ти минутную версию, а в Москве будет исполнена сокращенная 30-ти минутная, и готов поспорить, что завораживающая сцена с изучением себя через отражение в зеркале останется — слишком сильный и эффективный образ. 

Современный человек показан потерянным в безграничном и мрачном пространстве, запутавшимся в культурном и социальном наследии. Долгое время главным объектом изучении в культурологии была «идентичность», о ее поиске и этот танец.

НАСЛЕДИЕ / HERITAGE (Нидерланды)

Illusionary Rockaz Company
Продолжительность: 15 минут

О ЧЕМ?

В своём сольном выступлении «Наследие» хореограф Шайлеш Бахоран исследует память тела, обращаясь к культуре, к исторической традиции. Где спрятаны ответы – в истории его предков, в Индии, Суринаме? В поиске он использует особый метод, соединяющий брейк-данс и традиции индийского танца. Спектакль затрагивает тему инклюзии в самом широком ее смысле. Перед каждым эмигрантом стоит вопрос о том, как реализовать традиции своей культуры в повседневности, а перед каждым сообществом — вопрос о том, какие практики помогают нам принять другую культуру.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:

Словно продолжая тему, заданную в «Эллиоте», в «Наследии» танцовщик также с помощью пластики исследует свою культурную уникальность. Только, если в «Эллиоте» исполнитель был потерян и искал, то тут на сцене человек, который нашел и принял. 

Этот 15-минутный танец совершенно завораживающий и достоин программы лучших мировых фестивалей. Никакой бутафории — темная сцена и один танцовщик-хореограф, который проделал большую работу — проанализировал свои культурные особенности; выяснил, в каких отношениях находится с природой; обнаружил причины своих зажимов; признал свои ограничения и вынес их на свет, прорезающий тьму. 

Индивидуальность каждого из нас складывается не только из принимаемых по жизни решений и сделанного выбора. Есть предопределяющие особенности, лежащие глубже социального. Это наше наследие, и именно к нему обращается Шайлеш Бахоран.

РЕДО / REDO (Нидерланды)

Illusionary Rockaz Company
Продолжительность: 30 минут

О ЧЕМ?

Редуан Айт Читт с рождения отставал в развитии и проигрывал своим сверстникам. Без каких-либо медицинских причин в его теле присутствовали специфические нарушения. Правая рука у него короче левой, на ней отсутствует локтевой сустав; на левой — лишь три пальца, а на правой два; отсутствует правое бедро, правая нога более короткая — так что передвигаться он может только с протезом. Но Редуан не верит в границы и оправдания, он верит в себя, и поэтому во всём мире славится как знаменитый брейкдансер. 

На фестивале он представит в танце идеи о неиссякаемой силе воли и дисциплине, о том, что никто не может определять твои пределы, что границы исчезают, если тебе хватает решимости. Это история о долгой и неведомой дороге с крутыми виражами в бесконечную даль, дороге, где главный противник — ты сам.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:

Вновь темная сцена, и луч света выхватывает одинокого исполнителя. Но если предыдущие танцовщики искали и находили себя, то тут в центре человек, который преодолевает ограничения. Это не борьба, не вызов и не подвиг. Исполнитель просто нашел возможность выражать себя через пластику, даже если для результата требуются годы дисциплины. 

Это история достижения через каждодневный, монотонный труд, который в финале вознаграждается новыми горизонтами и умиротворяющим звездным небом над головой. И это танец, который показывает, как уличные стили могут быть органично вплетены в высокое, рефлектирующее искусство. Эффектное завершение второго дня фестиваля.

ДЕНЬ 3 | 23 ФЕВРАЛЯ 2020  | 19:00

Финальный, третий день фестиваля обещает быть самым зрелищным — за один вечер будут показаны две красочные постановки: из Италии и России. Билеты (от 600 до 2000 рублей) на второй день фестиваля (с возможностью увидеть все спектакли) доступны на сайте.

ПРЕОДОЛИМЫЙ / SUPERABLE (Италия)

Teatro La Ribalta – Academy of Arts for Diversity 
Продолжительность: 35 минут

О ЧЕМ?

Superable – спектакль-комикс об инвалидности, людях, прикованных к инвалидной коляске, и их повседневной жизни. С помощью проекции художник по свету создаёт мир символов, в который погружены актёры — так возникает своеобразный живой комикс. Четыре исполнителя, двое из которых в инвалидных колясках, рассказывают о своих мечтах, ежедневной рутине, их взгляде на других, зависимости от сопровождения, сетуют на нехватку понимания и потерю автономии — то есть, потерю индивидуальности. 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:

Пожалуй, это самый зрелищный и зрительский спектакль программы. Режиссер-дизайнер с помощью технологии оверхэда (overhead) прямо в ходе спектакля накладывает разные изображения на сценический задник, а актеры на сцене с ним взаимодействуют, словно они погружены в оживший комикс. 

На первый взгляд, это очень легкая и веселая история. Через нее исполнители, часть которых прикована к инвалидным креслам, делятся своими снами, мечтами, фантазиями и рассказывают о своей повседневной жизни. Однако, постепенно в центре спектакля отчетливее становятся сложные и далеко невеселые вопросы. Каково это, постоянно находиться в потребности и зависимости от других людей? Каково это, каждый день испытывать на себе полные предрассудков и стереотипов взгляды других людей, без надежды на близость? Именно о трудности близости и важности поддержки этот спектакль. Хотелось бы сказать о нем больше, но удалось посмотреть лишь отрывки, без возможности оценить замысел и посыл целой истории.

«ИНОХОДЕЦ» (Россия)

Театр танца Владимира Лопаева  «PROдвижение» 
Продолжительность: 35 минут

О ЧЕМ?

Спектакль «Иноходец» — об иных понятиях красоты и грации. Этот спектакль о тех людях,  которым от природы дан иной шаг, иной взгляд, иной ход. Каждый «иноходец» бежит в своей манере, каждый танцует собственную боль и радость, а все вместе — и профессионалы современного танца, и инклюзивные актеры, — создают тонкую ткань сценической коммуникации. Эту радость движения переживают и зрители в зале. Невозможно не оценить пластику, в ней прекрасно сочетаются естественные движения особенных актеров с танцем. 

На фоне музыкального ряда из устоявшихся хитов затертой классики, свежо и остро воспринимается аутентичная пластика актеров — возникает вопрос: готовы ли мы раздвинуть границы современного танца, чтобы принять естественную простоту движения иного, не «нормотипичного» тела? 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА:

Тема этого спектакля словно вытекает из предыдущего. Человек с инвалидностью отвоевывает себе свободу. А после не знает, что с этой свободой делать. Этот смелый и спорный критический взгляд на «темную сторону» инвалидности, наверняка, вызовет самые бурные и полезные обсуждения после показа. Более того, в спектакле есть не менее шокирующие сцены, где одни исполнители используют других в качестве кукол-марионеток, что для фестиваля особого театра — один из центральных вопросов. До сих пор большинство зрителей мечутся в своем отношении к такому театру от «акта благотворительности», до желания просто увидеть хороший спектакль, как будто никаких ограничений у исполнителей нет.