В рамках Чеховского фестиваля на сцене Театра имени Моссовета проходят показы спектакля «Колокольчики и заклинания». Самое притягательное во всей этой истории — это не то, что на сцене живые Чаплины, его дочь и внучка. На сцене семейный театр, где ставит мама, а играет дочь. Большей убедительности и естественности подачи, чем при таком раскладе, достичь вряд ли возможно.

«Колокольчики и заклинания» — это театр, созданный людьми, чья жизнь изначально и сама по себе была произведением искусства. Фильмы отца, цирковое училище, театр, современный балет, гастроли с музыкантами — и  это все с ранних лет. Таким людям не нужно что-то специально выдумывать, кем-то притворяться, чтобы поставить спектакль — достаточно просто оживить на сцене свои мысли. Не какие-то особенно гениальные, а обычные, о чём они думают, например, по пути на работу. И достаточно показать себя — опять же, такими как есть.

И тогда видишь, как каждая частичка повседневности перерабатывается, пропускается через какой-то хитрый магический конвейер — и на выходе из каждой рождается целая история.

Мир Виктории Тьере-Чаплин — это мир оживающих вещей. Кто любил в детстве сочинять на ходу истории с предметами, для того спектакль будет сплошным радостным потоком дежа вю. Как будто ты снова идёшь, не раздумывая подбираешь первые попавшиеся вещи (вдруг пригодятся), в голове прокручиваются сюжеты чего-то свежепрочитанного и тут — стоп! Начинает зарождаться своя история, становится ясно, что не зря подбирал именно это — предметы на глазах наполняются смыслами и сами начинают руководить, для чего их употребить и во что превратить на этот раз.

Это история о книжном детстве, окружённом тысячью образов и иллюзий. И о повзрослевших людях — которые по-прежнему органически не способны воспринимать окружающее «адекватно» и видеть в вещах сугубо утилитарное предназначение. Ну не могут они спокойно развесить  белье. Потому что огромная простыня — это, конечно, тога, в нее надо завернуться покрепче, потом раздобыть игрушечный меч, нацепить каску — и salve, amice, войска ждут, бельё потом как-нибудь. Или висящая вешалка — так и манит приделать её себе вместо головы и изображать тираннозавра в засаде. И неважно, что на тебе в этот момент платье французской кинодивы 20х годов. Дон-Кихот, кэролловсская Алиса и прочие герои, своим безумством им под стать, в лице главной героини творят тысячу чудесатых чудачеств.

Цирковая магия — это то, от чего мир, наверное, никогда не устанет. Во всех её проявлениях — изящные карманные кражи, неожиданное исчезновение людей, превращения и «оживление» предметов. Похожее было в «Оратории Аурелии», первом совместном проекте Виктории и Аурелии Чаплин — сюрреализм, смесь драматического и кукольного театров, цирка, танцев, пантомимы, иллюзионизма. Сплошная фантасмагория быта, начинающаяся со знаменитой сцены сборов на свидание «по частям»: нога из верхнего ящика, рука из нижнего.

«Колокольчики» — это своеобразное продолжение. Но гораздо более лиричное и вдумчивое. Причудливых видений и здесь полно, но ключевой акцент приходится всё-таки не на них. Главный вопрос — не в том, что делать людям, у которых трансплантат «нормальной» жизни вызывает хроническое отторжение. А в том, что делать другим людям, которые хотят быть рядом. Сквозная линия с Джейми Мартинесом, который пытается удержать вечно ускользающую Аурелию — это самое сильное и трогательное решение спектакля.

Потому что удержать фантазёров оказывается невозможным.  Можно построить для них огромного дракона из целого леса напольных вешалок — они радостно залезут на него и уедут, не обернувшись. Можно покорно принять участию в костюмированном празднике белых простыней и соорудить у себя на голове неправдоподобное нечто — а они в это время залезут на бельевую веревку и исчезнут вместе с простынями. И с их клептоманией, в конце концов, можно смириться — но привязать человека всё равно оказывается невозможным, он по-прежнему «не здесь» и всё так же воспринимает внешний мир как повод погрузиться в мир фантазий.

Как сотканы сами перемещения по фантазиям — отдельный увлекательный квест для зрителя. Дьявол в деталях, подмечать нужно всё — если героиня замерла перед картиной, значит, в одной из сцен она окажется внутри неё, если маленькая стеклянная дверь шкафа запустила в зал световой зайчик, значит она вырастет в человеческий размер и превратится во вращающуюся дверную конструкцию, внутри которой будут происходить превращения.

Из ароматной атмосферы 20-30 х годов с размытым звучанием граммофонных пластинок в раннее Возрождение, оттуда к Веласкесу, потом римский прокуратор и суд, и хор в духе баховских «Страстей» — связи здесь нет, этим сюрреалистическим ретро-пробегом управляют предметы, которые автоматически коллекционирует героиня, перемещаясь в потоке пространственно-временных аномалий.

Великолепен музыкальный ряд. Испанская гитара и электро, придворный клавесин, немного кубинской этники, чуть-чуть эмбиента, музыка к немому кино — всё это абсолютно несочетаемое и удивительным образом сочетающееся всегда приходится очень стильно и очень к месту. Любители кросс-культурных аллюзий оценят обязательно.

Есть такие постановки, после которых отчаянно хочется жить. Толком не отдавая себе отчёт, почему именно, но непременно жадно и волшебно. Вновь хочется задуматься о цене компромисса с общеустановленным. О том, какой частью своей «начинки» пришлось в своё время ради него пожертвовать. О том, стоила ли жертва своего выигрыша. 

Возможно, в конечном счёте, любое искусство сведётся к искусству жить. Когда каждому человеку с самого начала пути придётся выступить в роли творца: создать с нуля свою систему мира, с индивидуальной закономерностью связей предметов и явлений — и потом существовать по собственным сотворённым законам. «Колокольчики и заклинания» — это кусочек чьей-то очень красивой системы. Очень трогательной и забавной, которая наполнена смешными заботами о неодушевленных «братьях наших меньших». 

В ней нет места другим людям, их жажде устойчивости обладания чем-либо. В ней нет места разделённости переживаний. Всем человеческим и слишком человеческим придётся пожертвовать — чтобы получить взамен целую альтернативную вселенную в безраздельное личное пользование.