На этой неделе почти одновременно в Москве стартуют два очень разных фестиваля: NET (Новый Европейский Театр) и «Сезон Станиславского».

В какой-то мере фестивали дополняют друг друга. NET, как водится, балует нас авангардными европейскими новинками в драме и современном танце, а «Сезон Станиславского» добавляет к этому постановки Эймунтаса Някрошюса, оперу Кристофа Марталера и лучшие московские спектакли прошлых сезонов. Так что в ближайшие две недели у нас есть шанс узнать и увидеть все (ну, или почти все) самое важное, что происходит в современном театре.

Как вы, наверное, уже поняли, спектакль «Самое важное» тоже входит в фестивальную программу. Знатоки же предрекают, что постановка Евгения Каменьковича имеет все шансы на Премию имени Станиславского – по традиции, фестиваль закончится вручением этой награды. В московскую часть фестивальной афиши входит и «Гамлет» Юрия Бутусова – с «ментами» Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным, сыгравшими трагедию о Принце Датском как историю трех дворовых пацанов, привыкших к потасовкам и поножовщине, но уж никак не к дворцовому этикету. По стилю этот «Гамлет» немного напоминает постановки Някрошюса, в которых неразрешимые конфликты тоже рождаются из вполне привычных, бытовых ситуаций, а призраки умерших принимают во всем столь же деятельное участие, как и живые.

Кстати, совсем скоро, в рамках того же «Сезона Станиславского», мы увидим «Отелло» Някрошюса – один из самых известных его спектаклей с великолепным Владасом Багдонасом в роли мавра Отелло (разумеется, ни о какой черной краске на лице и речи нет) и балериной Эгле Шпокайте, сыгравшей Дездемону.

Однако некоторые любят погорячей. В рамках все того же «Сезона Станиславского», на этой неделе играют «Человека-подушку». Для особо чувствительных зрителей этот триллер может стать нелегким испытанием. Впрочем, спектакль Кирилла Серебренникова так лихо сделан, что в нем есть чем увлечься и помимо леденящего кровь сюжета, придуманного Мартином Макдонахом – например, виртуозной игрой Анатолия Белого в роли писателя Катуриана или Юрия Чурсина и Сергея Сосновского, сыгравших парочку следователей-садистов.

В Театре Наций, в рамках фестиваля NET, выходит «Молодец» – не имеющую сценической истории поэму Марины Цветаевой ставит Владимир Панков со своей студией SounDrama и француженка Люси Берелович. Заняты в спектакле актеры обеих стран, и играться он будет на двух языках – что вполне логично, поскольку Марина Цветаева написала свою поэму по-русски, а потом сама же перевела на французский. В начале октября, как раз к 115-летию со дня рождения Цветаевой, премьера «Молодца» состоялась в Шербурге. Теперь – наша очередь. Но перед тем, как отправляться на премьеру, создатели спектакля настоятельно советуют перечитать поэму Цветаевой. Если, конечно, вы ее уже когда-нибудь читали.

В заключение – приятная новость для поклонников МХТ. После реконструкции открывается основная сцена этого театра. Обещают новые удобные кресла, исторический колор стен и шехтелевские фризы, ранее скрытые от зрительских глаз и восстановленные силами реставраторов. Увидеть все это собственными глазами, потрогать и оценить удобство можно будет в ближайшие дни.