Общечеловеческая тенденция сбиваться в сообщества в музыкальной жизни мутирует в фестивалеманию. Фестивали и фестивальчики в ближайшие десять дней рискуют затмить разовые события.

Первый по масштабу фестиваль – авторитетный долгожитель современного танца DanceInversion. Начинался он в бурные девяностые, с первых шагов дружил только с заслуженными труппами и время от времени делал обдуманный крен то в сторону европейского, то в сторону американского танца. Именно этот фест привозил компании живых классиков Пола Тейлора и Стивена Петронио, придавал удобную форму показам чудесных французских трупп и был площадкой для мастер-классов. Ныне фест сосредоточен только во временных рамках (2-20.11), а афиша у него очень пятнистая, от этно-плясок до балета. Пока выступят афрофранцузы «Си салиа ни сейду» из Буркина Фасо/Франции (2 и 3.11) со спектаклем «Зов» о проблемах экологии - вы, возможно, видели на наружной рекламе по всей Москве крепких парней, тянущих зубами собственные майки. Дальше танцует бельгийская труппа Балет С. де ла Б в спектакле «Импорт-Экспорт» (8-10.11). Это уже не вполне сенсация: только что депрессивную постановку лидера труппы Алана Плателя показывал фестиваль «Территория». Нынешний спектакль формально повторяет принципы компании в смысле мультижанрового способа выражения: на сцене будут шесть танцоров-акробатов, контртенор Стив Дугардин и женский Струнный квартет Кирке, а музыка композиторов французского барокко зазвучит в современной электронной аранжировке. Но выглядеть он может совсем иначе, поскольку ставил его не Платель, а артист труппы Коэн Аугустийнен, уже десять лет работающий как один из ее хореографов.

В Доме музыки разразится обильный российско-швейцарский фест «Цюрих – Москва» с какой-то непостижимой программой (1- 7.11). С одной стороны – оркестр Башмета с солирующим на альпхорне Аркадием Шилклопером, цюрихский ансамбль Новой музыки с оперой «Ангелочек» и вполне себе йодли от фольклорной группы Stimmreise. С другой - почему-то перкуссия от Пьера Фавра плюс казахские и турецкие песни от Саадет Тюркоз. Это или причуды открытой политики, или из Цюриха кажется, что тюркская этно-музыка очень типична для Москвы. Дальше с фестивалями как-то совсем уж густо. Начинается XIV Арт-ноябрь, такой специальный антидепрессивный фестиваль, ориентированный на грустный месяц. На открытии здесь солирует Ловро Погорелич (Хорватия) в Концерте № 2 для фортепиано с оркестром Брамса, а симфоническая капелла России играет вечную Симфонию № 9 Бетховена (5.11). А в Рахманиновском зале грядет Фестиваль скандинавской музыки, на котором будут норвежские тенора, баритоны и пианисты в море Грига и Сибелиуса (1-5.11).

Среди разовых концертов есть несколько любопытных. ГАСО представляет японскую скрипачку Саяку Седзи с попсовой программой из Концерта № 1 для скрипки с оркестром Паганини и фрагментов прокофьевских «Ромео и Джульетты» (3.11). Парой дней позже ее австрийская коллега Патрисия Копачинская, не ища легких путей, играет Стравинского с БСО и Владимиром Федосеевым за пультом. Симфонический оркестр и хор Большого театра загремят пафосом во главе с басом Вадимом Лынковским: будут Седьмая симфония Бетховена и Патетическая оратория Свиридова на слова Маяковского (7.11). Академичный Денис Мацуев, наоборот, вместе с Ларисой Долиной выбивает остатки патетики в роскошном Гершвин-гала (6.11). Схожую с ним широту взглядов демонстрирует Московский ансамбль духовной музыки (8.11), который даром, что однобоко зовется «Благовест»: в программе и русская хоровая музыка, и Бернстайн, и спиричуэлсы. А еще родину порадует ныне британский баритон Сергей Лейферкус с ностальгической программой сугубо русских композиторов (9.11). Все-таки ноябрь и с фестивалями, и без, навевает что-то эдакое, элегическое.