ПОИСК
Наталья Витвицкая
1 июля 2016

Зачем идти на спектакль «Психоз»

Новая постановка в «Станиславском» — мультимедийное шоу о самоубийстве и отличный образец слияния театра и современного искусства. Объясняем, на что это похоже.

1. Источник

В основе спектакля – культовая предсмертная пьеса Сары Кейн «4.48». Драматург поколения in-yer-face (в пер «прямо в лицо»), создавшего в 1990-х новую театральную эстетику. Настолько шокирующую и отталкивающую, что многие зрители сравнивали просмотр постановок Кейн с «окунанием головы в помойное ведро». Основные темы: насилие, секс и сумасшествие. 

«4.48 Психоз» — это автореквием. Кейн записала собственный внутренний монолог перед тем, как повеситься.  О чем она думала перед смертью? О том, как больно родиться, жить и умирать, будучи женщиной.

2. Видеоарт

Соавторы спектакля — художники наиболее успешной российской арт-группы AES+F, завоевавшие ворох наград и представляющие Россию на Венецианской биеннале. Для спектакля они придумали шокирующий видеоряд (3D-анимация), наполненный образами тел, психоделических цветов и насекомых. На гигантском экране зритель видит ядерные взрывы, тараканьи рати, грибы, в спорах которых «прорастают» женские вагины и истекающие кровью отрезанные женские груди (этот образ, по словам художников, «списан» со святой мученицы Агаты). Экстремальный визуальный ряд и ужасает, и завораживает.

3. Актерский аттракцион

В спектакле занято 19 актрис разного возраста. Они изображают хор внутренних голосов женщины-самоубийцы. И отвечают каждая за определенную эмоцию (иронию, истерику, депрессию, фарс, гротеск) и типаж (убогая пенсионерка, разбитная толстуха, истеричная лесбиянка и т.д.). Примы труппы Электротеатра Елена Морозова и Алла Казакова женскую истерику превращают в исповедь. В ненависть к себе играют глазами, телом, голосом. Им веришь безоговорочно. 

4. Саундтрек

Психоделическую музыку к спектаклю написал музыкальный руководитель Электротеатра и самый известный современный композитор страны — Дмитрий Курляндский. Автор оперы «Носферату» (опера без музыки, попытка анализа человеческого дыхания), на этот раз он взял за основу «чужое» произведение («Немецкий реквием» Брамса), размножив заупокойный месседж в электронном монтаже. 

5. Кинорежиссура в театре

Режиссер спектакля — Александр Зельдович, автор культового фильма «Москва» (сценарий о криминальном бизнесе московской богемы он написал вместе с Владимиром Сорокиным, а на главные роли пригласил Ингеборгу Дапкунайте и Татьяну Друбич). Критики назвали фильм «настоящим кинематографическим манифестом постмодернизма», в котором был важен не сюжет, а кадры-символы. «Психоз» — попытка реализоваться на театральной сцене. Пока что киноязык побеждает, «картинка» для Зельдовича по-прежнему ярче заложенных в нее смыслов.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 июн | Школа драматического искусства, драма c 29 по 30 июн

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

c 3 по 4 июл | Гоголь-центр, драма c 3 по 4 июл

Герои Шекспира в гостях у психоаналитика.

Вс, 2 июл | Практика, драма Вс, 2 июл

Молодые актрисы блестяще играют деревенских бабушек.

Пт, 30 июн | Студия театрального искусства, драма Пт, 30 июн

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Сб, 1 июл | МХТ им. А. П. Чехова, драма Сб, 1 июл

Остроумный спектакль-издевка над кино-сознанием и «сериальной» любовью.

Фестиваль

до 30 июн | Компания Майского Жука, драма до 30 июн

Фантастической красоты пантомима от внука Чарли Чаплина.

Фестиваль

c 28 по 30 июн | Театр «Буфф дю Нор», драма c 28 по 30 июн

Грандиозный спектакль Питера Брука на основе древнеиндийского эпоса «Махабхарата».

Фестиваль

Чт, 29 июн | Театр им. Ленсовета, драма Чт, 29 июн

Драйв, музыка, танцы и надежда на чудо — в новом спектакле Юрия Бутусова.

Выбор редакции

Чт, 29 июн | драма Чт, 29 июн

Необычный спектакль по произведениям поэтов-обэриутов, разыгрываемый в бутик-баре «Антикварный».

Театр сегодня притворяется компьютерной игрой, выходит на улицу и задает кучу неудобных вопросов. Объясняем подробно, в чем суть модных экспериментов.

Гоголь по-новому с сюрпризом в финале и Александром Калягиным в роли Хлестакова.

Рассказываем, какие постановки в РАМТе стоят внимания в период театрального затишья.