В январе в Москву приезжает Гамбургский балет под руководством живой иконы Джона Ноймайера. Объясняем, почему стоит увидеть немецкую постановку «Пер Гюнта», а заодно напоминаем, какие московские премьеры сезона никак нельзя пропустить.

«Пер Гюнт»

Гамбургский балет на сцене Большого театра
Билеты: от 3000 р.
Расписание

Хореографическую фантазию по пьесе Ибсена Ноймайер, считающийся создателем жанра «философский балет», поставил в 1989 году. Музыку он выбрал авторства Альфреда Шнитке. Через полгода, в 1990-м, спектакль был показан в Москве. Спустя четверть века его снова можно увидеть в Большом театре — в обновленной редакции 2015 года и с новыми солистами (Карстинг Юнг и Алина Кожокару). Известный сюжет перекроен на современный лад. У Ибсена Пер Гюнт путешествует по разным странам. У Ноймайера — по балетным труппам. Авантюрист и мечтатель, сначала герой оказывается участником европейского ревю, потом героем американского мюзикла, затем римского балета и т. д. Он ищет идеальный мир, но находит его дома, вернувшись к своей возлюбленной Сольвейг. Сцена их встречи длится 15 минут и считается важнейшим достижением в творчестве Ноймайера. Даже если вы не большой поклонник балетной классики, хотя бы ради нее на «Пер Гюнта» стоит купить билет.

«Татьяна»

МАМТ
Билеты: от 2500 р.
Расписание

Ноймайера в Москве можно увидеть не только в рамках гастролей. В прошлом году хореограф перенес свой балет по «Евгению Онегину» на нашу сцену. Зрители оказываются одновременно в трех эпохах — видят и Российскую империю, и Советский Союз, и новорусские будни. На именинах героини советские солдаты отплясывают под «Цыпленка жареного». В сегодняшней России Онегина, разодетого в цветастый пиджак на голое тело, ублажают девицы легкого поведения. Березки тонут в снегах, медведь оборачивается генералом, народ хлещет водку. Но главное — это трагический образ Татьяны и фантастически красивая и сложная хореография. Диана Вишнева танцует трепетную героиню на таком нерве, что публика поневоле видит на сцене только ее одну. И в общем-то, правильно делает — за эту партию балерина номинирована на «Золотую маску».

«Герой нашего времени»

Большой театр
Билеты: от 3000 р.
Расписание

Одна из лучших премьер сезона в театре, который нечасто обзаводится эксклюзивными новинками: Кирилл Серебренников поставил эффектный балет по Лермонтову. Причем не только как режиссер — в процессе работы роль худрука «Гоголь-центра» настолько разрослась, что теперь он значится в афише и как художник-постановщик, и как один из двух художников по костюмам, и как автор либретто. Радикальный стиль Серебренникова на месте: вместо одного Печорина на сцене сразу трое; на водах, где у княжны Мери (ее танцует Светлана Захарова) случается роман с героем, отдыхают инвалиды-колясочники в роли солдат-жертв Кавказской войны, а дамы работают над фигурой в тренажерном зале. Спектакль — один из основных претендентов на «Золотую маску» в номинации «Лучший балет».

«Вечер балетов Джерома Роббинса»

МАМТ
Билеты: 2500–3500 р.
Расписание

Три одноактных балета американского классика Джерома Роббинса на музыку Шопена — из мирового «золотого фонда». «В ночи» — это три щемящих любовных дуэта под звездным небом. Стильные «Другие танцы» напоминают зрителю об импровизациях в балетном классе (придуманы они Роббинсом для Натальи Макаровой и Михаила Барышникова, сегодня их партии танцуют суперзвезды Наталья Осипова и Сергей Полунин). «Концерт» — непритязательная комедия про балетный мир. Пародии на манерных дамочек, разворачивающих конфеты во время действия, пианистов, мнящих себя гениями, робких юнцов, дурашливых девочек, мечтающих стать примами. Все три балета милы, нежны и очаровательны. Хотите провести легкий вечер в театре? Это ровно то, что вам нужно.

«Вечер балетов Фредерика Аштона»

МАМТ
Билеты: от 2000 р.
Расписание

Фредерик Аштон — обладатель рыцарского титула и создатель десятка балетов, которые считаются вершиной английской хореографии. Три его одноактовки можно увидеть в МАМТе. Если повезет — в списке солистов будет Сергей Полунин. Первым номером новой программы значится бессюжетная «Рапсодия» на музыку Сергея Рахманинова — лучший балет для демонстрации сумасшедшей техники и взрывной энергетики главной звезды МАМТа (ранее эту партию танцевал Барышников). «Вальс» — императорский бал во всей красе: танцоры во фраках, балерины в пышных юбках, множество хрустальных люстр, всеобщий танцевальный экстаз и ликование. Третью постановку — «Маргарита и Арман» — знатоки уже видели, ее премьера состоялась в 2009 году. Умирающую от чахотки куртизанку танцует экс-прима Большого, худрук Национального балета Грузии Нина Ананиашвили, ее любовника — Сергей Полунин.