Даже самые талантливые актеры нечасто соглашаются на эксперименты — тем интереснее наблюдать за ними. Выбираем смелые роли театральных звезд.

Евгений Миронов притворяется Джонни Деппом

«Сказки Пушкина»

Театр Наций
Расписание


 

Спектакль Роберта Уилсона не имеет отношения к классике, он похож на альбом с ожившими иллюстрациями-гиперссылками. Декораций практически нет, только меняющий цвета задник. На его фоне — герои в ошеломляющих нарядах, созданных под влиянием Билибина и Врубеля, советского агитпропа и авангарда.

Образ Рассказчика (его-то и играет Евгений Миронов) «скроен» из двух противоположностей — Пушкина, «сошедшего» с портрета из школьного учебника, и Безумного Шляпника из бертоновской картины про «Алису в Стране чудес». Это Пушкин с выбеленным лицом и повадками Джонни Деппа, весельчак, проказник, солнечный гений. Сказки он рассказывает, регулярно прикладываясь к бутылке. Сидит на «дубе том» (у Уилсона это скорее светящийся аскетичный «эскиз» чудо-дерева), легкомысленно покачивая ножкой. И ездит на модном ретроавтомобиле по сцене, со всей силы нажимая на гудок. Непонятно? Возможно. Но красиво так, что дух захватывает.

Юлия Пересильд ходит лысой

«Электра»

Театр Наций, Малая сцена
Расписание

Спектакль Тимофея Кулябина (того самого, который поставил скандально знаменитый «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета) действует, как электрошок. Сюжет древнегреческой трагедии режиссер перенес в здание современного аэропорта. В нем происходят убийства — причем скорее буднично, чем пафосно. Электра в черном балахоне и с выбритой головой (Юлия Пересильд) уговаривает объявившегося брата Ореста отомстить палачам их отца — собственной матери Клитемнестре и правящему вместе с ней любовнику Эгисфу. И хотя процесс умерщвления не покажут, от шокирующей картинки вы никуда не денетесь. По транспортеру с чемоданами выкатится на сцену окровавленное тело убитого отчима. Потом четверть часа Электра будет над ним измываться — обливать вином, тушить о голову врага окурки и т. д., и т. п. Ближе к финалу детки умертвят и мать. Позаимствовав у древнегреческого классика тему конфликта «человек и воля богов», Кулябин поставил спектакль про то, что Бога нет и никогда не было. Но ни одно убийство на этой земле никем и ничем не оправдано.

Марина Неелова играет мужчину

«Шинель»

«Современник», Другая сцена
Расписание

Самая радикальная роль Марины Нееловой — в легендарном спектакле Валерия Фокина главная красавица советского кино бесстрашно перевоплощается в страшненького и седенького Башмачкина. На сцене она одна. Гоголевский текст сильно купирован. Главное — это атмосфера холодного вьюжного Петербурга и жалкая одинокая фигурка героя, влюбленного в собственную шинель (она, кстати, в спектакле огромная, размеров на шесть больше нееловского). Башмачкин все время что-то шепчет себе под нос, изменяя голос до мультяшного, трясется от холода и не может сдвинуть с места тяжелые башмаки.

Аккомпанируют его страхам шорохи и скрипы (автор необычной партитуры — композитор Александр Бакши) и театр теней на экране-заднике. Для Фокина Акакий Акакиевич — символ беспросветного одиночества в равнодушном мире. Зрительный зал рассчитан всего на 100 мест, да и играет Неелова нечасто, так что планируйте поход на «Шинель» заблаговременно.

Юлия Борисова устраивает забег на шпильках

«Возьмите зонт, мадам Готье»

Театр им. Евг. Вахтангова
Расписание

Народная артистка СССР Юлия Борисова, отметившая в этом году 90-летний юбилей, снова вышла на театральную сцену в роли эксцентричной красавицы, такой же, как и самые знаменитые ее героини: от Эпонины и Турандот до Виринеи и Гелены. Мадам Готье в исполнении Борисовой вовсе не несчастная пожилая миллионерша, которая спасается от своих обезумевших детей, жаждущих наследства, в сумасшедшем доме. Но гордая, чуть капризная волшебница с сиреневыми волосами, в пепельного цвета шелках и на высоченных каблуках. Все три с лишним часа, пока идет спектакль, она демонстрирует чудеса физподготовки — совершает самый настоящий забег на шпильках, даже прыгает в них по ступеньках высокой лестницы. А еще она бросает остроумные колкие фразы своим оппонентам, заодно раскрывая тайны и устраивая судьбы. Жанр нового спектакля вахтанговцев, заявленный в программке как комедия, на деле похож на классический детектив. Что, впрочем, только к лучшему. Такую Борисову вы точно еще не видели.

Инна Чурикова читает рэп

«Аквитанская львица»

«Ленком»
Расписание

Спектакль — бенефисная драма с мощным замесом из дворцовых интриг и страстями на разрыв аорты, королевская история о легендарной средневековой интриганке Алиеноре Аквитанской. В разное время Алиенора побывала королевой Франции и Англии, стала супругой Генриха Плантагенета (отличная работа Дмитрия Певцова), «победила» всех его любовниц и родила Ричарда Львиное Сердце. Ее, конечно же, играет Инна Чурикова. И делает это так, что в способность одной незаурядной женщины вершить судьбу государства верится сразу. Стоит также обратить внимание на эффектную сценографию и костюмы к спектаклю. Сегодня увидеть на столичной сцене исторические аксессуары вроде мечей, кубков, платьев, украшенных драгоценными камнями, — большая редкость. Саундтрек к спектаклю — тема отдельной статьи и единственная вольность режиссера Глеба Панфилова. Аккомпанирует пышному и страстному действу оркестр Patapan, миксующий средневековую музыку и R`n`B. Кстати, главная сцена спектакля — та, в которой Чурикова вполне органично читает рэп.

Евгений Цыганов примеряет образ неудачника

«Бесприданница»

«Мастерская Петра Фоменко»
Расписание

«Бесприданница», без сомнений, входит в золотой фонд театра Фоменко. В основе легендарного спектакля — трагическая история Ларисы Огудаловой. Но никаких цыган, веселья на краю пропасти и прочей русской народной «разудальщины» (сравнений с рязановским фильмом — тоже никаких). В театральной версии истории любовного треугольника Огудалова — Паратов — Карандышев все интеллигентнее и пронзительнее. Полина Агуреева убедительно играет порывистую Ларису, Илья Любимов — ее коварного соблазнителя (Паратов), а Евгений Цыганов (которого все — и театралы, и киноманы — привыкли видеть в амплуа героя-любовника) — нелепого и робкого жениха. В итоге жаль их всех. Понятны мотивы поступков, движения чувств, и очевидны несбывшиеся судьбы.