Ноябрь и декабрь — традиционно горячая пора для ценителей оперы и балета. Спектакли, которые никак нельзя пропустить, — в нашем обзоре.

Вечер балетов Фредерика Аштона

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Расписание

 

Любовь артистов балета к хореографии Фредерика Аштона трудно объяснить и трудно игнорировать. Вряд ли дело в пиетете к одному из основателей английского национального балета, тут вопрос подхода: Аштон умел делать красиво. Трогательных «Маргариту и Армана», дайджест классических «Дамы с камелиями» и «Травиаты», в МАМТе танцуют с нескрываемым удовольствием уже пять лет, а сейчас к ним присоединят «Вальс» на хореографическую поэму Мориса Равеля для оркестра (год рождения 1958) и «Рапсодию» на Рапсодию на тему Паганини Рахманинова (1980). Коль скоро эта высокодуховная суета мила исполнителям, надо ожидать хорошо сделанных актерских партий, способных оживить скучноватый текст и по-настоящему порадовать балетомана.

«Садко»

«Геликон-опера»
Расписание

Дом «Геликона» на Большой Никитской обновляли почти восемь лет, и труппа истосковалась по нормальной сцене. Да так истосковалась, что после серии «обмывочных» гала-концертов представит грандиозного «Садко» со всеми его чудесами. В сказочной опере в семи картинах есть все: былинный сюжет, правильная родословная от Римского-Корсакова, трудная сценическая судьба, много партий для артистов. А также волшебные сцены в морском царстве, где театр покажет в деле все свое современное техоборудование. К тому же «Садко» в Москве не идет, изредка — в Мариинском, так что конкурировать «Геликон» будет лишь со старым фильмом-сказкой. Оперу стоит услышать ради одной только арии Варяжского гостя, спетой в свое время Федором Шаляпиным.

«Иоланта»

Большой театр
Расписание

Что правда, то правда: старая постановка «Иоланты» в Большом обветшала до невозможности. Свежую сделал режиссер драмы Сергей Женовач, умеющий находить новые смыслы в известных сюжетах, так что ходульному либретто этой оперы о прозревшей от любви принцессе повезло. Правда, дочь короля Рене Иоланта уже стала отказницей: незадолго до премьеры (она состоялась 28 октября) постановку покинул музыкальный руководитель Владимир Федосеев — согласно официальной версии, по состоянию здоровья. Однако такое в истории Большого случалось не раз, официальный сайт к тому же обещает, что маэстро продирижирует премьерой 8, 9 и 10 января, а пока слушайте, что получится. На исполнение хитовой баритоновой арии рыцаря Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» много претендентов, с первым составом театр еще не определился. Одновременно с «Иолантой» слушателям предлагается симфоническая сюита «Щелкунчик».

«Расёмон. Вариации»

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Расписание

Выпускник Московской консерватории Григорий Варламов любит писать музыку, которую можно обратить в движение. Лет пять назад Москва видела его полулегальный спектакль «Винсент» для солистов балета Большого с либретто по картинам Ван Гога, сразу уехавший в гастрольное турне и больше в столице не показанный. Идея нового проекта тоже небанальная: на музыку Варламова придуман медиабалет с отсылкой на знаменитый черно-белый кинофильм Акиры Куросавы и рассказы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» и «Ворота Расёмон». Если вы еще не видели танцующих самураев — вам сюда. Ставит спектакль по собственному либретто режиссер Ирина Лычагина, и, похоже, у нее все получится: Лычагина умеет видеть главное и замечать полутона, что для «прояпонского» зрелища крайне важно.

«Лиса-плутовка»

Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского
Расписание

«Лисе-остроушке» — именно так зовут в оригинале героиню оперы Леоша Яначека — в этом сезоне очень повезло. Только что ее с успехом представил Музыкальный театр имени Наталии Сац, а в ноябре подоспеет премьера на Никольской. Не обманитесь пушистым и вроде бы детским названием: этой сказкой для взрослых занимается всерьез мэтр Геннадий Рождественский — в качестве дирижера-постановщика. Обещают добрую историю в трех действиях в переводе на русский Софьи Аверченковой — о дружбе и предательстве, любви и одиночестве, хрупкости счастья и мудрости природы. Словом, не бойтесь Яначека как автора «Енуфы», «Кати Кабановой» и «Средства Макропулоса». Рекомендуем «Лису» как антидепрессант.

«Ave Майя»

Большой театр
Расписание

«Вечер к 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой» — такой позитивный анонс дал событию Большой театр. И правильно сделал: великая балерина эпохи точно не захотела бы траурного пафоса в свою честь, никаких «памяти Плисецкой» и прочего, очень уж витальной она была даже в свои 89 лет. Театр уверяет, что успел обсудить с героиней до ее ухода содержание гала, и Майя активно обсуждала концепцию и приглашенных участников. Их имена все еще официально не подтверждены, но понятно, что готовность участвовать в гала-концертах изъявили все лучшие люди мирового балета со своим лучшим репертуаром. Как следствие — интересная программа и очень дорогие билеты.