Большой театр часто ругают за нежелание обзаводиться эксклюзивными новинками, но это вполне объяснимо — с эксклюзивом много возни, а результат заведомо не гарантирован. Под занавес сезона он все-таки рискнет, представив балет на сюжет «Героя нашего времени» Лермонтова.

Оживить школьную хрестоматию по случаю двухсотлетия поэта и в Год литературы удачно придумал, поразмышляв с коллегами, худрук балета Сергей Филин. Плоть от плоти Большого театра, он обычно тянется к чему-то масштабному, многоактному, чтобы ролей хватило на всю большую труппу. И сочинение Лермонтова оказалось достойным поводом — сюжета там с лихвой хватит на два акта. Дальше началась зона риска.

Режиссером изначально пригласили Кирилла Серебренникова. Несколько сезонов назад он благодаря Большому театру впервые вошел в оперную режиссуру, поставив богатого и перенасыщенного актуальными мотивами «Золотого петушка», Теперь он с тем же пылом и тоже впервые обратился к балету. Хореографом был выбран Юрий Посохов, солист Большого 90-х, затем танцевавший и руководивший труппой в Америке, и автор многих успешных балетов, в том числе очень славной «Классической симфонии». Подразумевалось, что работать они будут рука об руку, поддерживая друг друга идеями. Но по ходу дела роль Кирилла Серебренникова, мечтающего о честном и очень эмоциональном балете, разрослась, он теперь значится в афише как режиссер-постановщик, художник-постановщик, один из двух художников по костюмам (второй — замечательная Елена Зайцева) и, да простит ему Лермонтов, автор либретто. А о нынешнем сотрудничестве режиссера Серебренникова с хореографом Посоховым разговоры ведутся самые разные, и в чью сторону перетянется одеяло, выяснится только на премьере.

Мало того, уже на начальном этапе случилось недоразумение с автором музыки. Сразу был заявлен композитор с именем Юрий Красавин, много лет назад делавший вместе с Посоховым балет по мотивам картин Рене Магритта. А потом уже с подачи Серебренникова появилось имя очень молодого петербургского композитора Ильи Демуцкого — вроде бы он отличался большей сговорчивостью (еще бы — заказ Большого театра!) и с готовностью выполнял любые пожелания режиссера и хореографа.

Предполагается, что балет будет двухактным: первый акт — «Бэла» и «Тамань», второй — «Княжна Мери». Не у дел от лермонтовского первоисточника остались лишь «Максим Максимыч» и «Фаталист» — видимо, потому, что в них никак не замешаны дамы. А дамские роли в балете, как известно, важнейший аргумент. Составы пока официально не названы, ясно лишь, что все дни в оркестровой яме будет дирижер Антон Гришанин, а на сцену попадут все артисты, отлично зарекомендовавшие себя на недавнем «Укрощении строптивой» Майо. К тому же прима-балерина Светлана Захарова проговорилась, что по раскладу Посохова исполнит партию доброй княжны Мери, а мечтала она и о других главных женских партиях, в том числе порывистой Бэлы. Впрочем, даже прима-балерина признает, что хореографу виднее.