«Сатирикон», как обычно, открывает сезон последним. «ВД» рассказывает о ближайших планах театра и о лучших спектаклях недели.

Поклонников театра «Сатирикон» ждут две новости. Первая: уже на этой неделе играют «Короля Лира». И если вы не видели его до сих пор, то имеете реальный шанс восполнить этот пробел. Шекспировская трагедия, поставленная Юрием Бутусовым как фарс, стала одной из лучших постановок прошлого сезона. Константин Райкин в роли Лира эксцентричен, лукав и пронзителен.

Новость вторая: премьер в этом сезоне в «Сатириконе» не будет. Дело в том, что Райкин и большая часть вверенной ему труппы сейчас заняты репетициями трагикомедии Карло Гоцци «Синее чудовище». Спектакль готовят настолько грандиозный, с чудо-декорациями, которые возведет на сцене Алла Коженкова, и ее же чудо-костюмами, что решили взять тайм-аут до начала следующей осени.

Пока на большой сцене «Сатирикона» идут репетиции «Синего чудовища», большая сцена МХТ имени Чехова все еще в лесах. Ремонт уже подходит к концу, но спектакли пока играются в Театриуме на Серпуховке. Там на этой неделе идет «Гамлет» в постановке того же Юрия Бутусова. В ролях – прославленные питерские «менты»: Михаил Трухин (Гамлет), Константин Хабенский (Клавдий), Михаил Пореченков (Полоний) и другие. Постановку Бутусова можно, без преувеличения, назвать самым оригинальным «Гамлетом» московской сцены.

Но на этой неделе он испытает жесткую конкуренцию – в рамках открывающегося в Москве фестиваля «Большая перемена»  покажут английский спектакль «Молодой Гамлет», поставленный и сыгранный Полом Харманом. Это пятидесятиминутная версия шекспировского сюжета, в котором повествование ведет дух юного Гамлета, рассказывающий сидящим в зале подросткам о своих столкновениях с дядей, матерью и Офелией. Лучшего варианта для первого знакомства с «пьесой пьес» не найти.

После классики можно отправиться на новую драму в театр «Практика». Там драматург и режиссер Михаил Угаров выпустил пьесу знаменитой британки Кэрил Черчил «Далеко» (Far Away). Сюжет пьесы парадоксален и, прямо скажем, не весел, но выясняется это не сразу. Сперва юная Джоанн, приехавшая погостить к тете не может уснуть от криков под окнами. Нарушив теткин запрет девочка вылезает из окна, а там… Чтобы вы не предположили, в пьесе Черчил все окажется по-другому. Страшнее. А сыграет ее достойное актерское трио: Виктория Толстоганова, Елена Дробышева и Григорий Калинин.

Другой спектакль по новой драме покажут в эти дни на сцене театра, который открылся недавно в стенах ПRОЕКТА_ФАБRИКА. Немец Армин Петрас, возглавивший год назад берлинский Театр имени Максима Горького, привозит в Москву свою версию пьесы Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждет машина». Борцов за чистоту родной речи, не знакомых с творчеством Клавдиева, спешим предупредить: в пьесе много ненормативной лексики и сцен насилия. Впрочем, звучит это все по-немецки. Да и выглядит не как грубый натурализм, а как искусство – не даром же Армина Петраса называют «свежим ветром» немецкого театра и связывают с ним большие надежды.