Бельгийские молитвы Пречистой Деве, страсти леди Макбет с рабочей окраины, сделанный со вкусом молодежный музыкальный фестиваль и, наконец, оперные дивы с арены гладиаторов – это самое краткое резюме событий декады.

Есть шанс увидеть свежую сенсацию Авиньонского фестиваля – спектакль VSPRS (11, 12.10) бельгийской труппы Les Ballets C. de la B. в постановке Алана Плателя. Название поддается расшифровке как аббревиатура Vespro della Beata Vergine, «Вечерня Пречистой Девы», – от названия духовной оратории Клаудио Монтеверди. Но благостного действа не ждите. Специально к спектаклю танцовщики изучали пластику и движения душевнобольных; а музыку Монтеверди не только воспроизводит живой оркестр, но и разнимает на звуки и паузы певица-сопрано Кристина Заваллони. То есть легких путей к достижению гармонии никто не обещает, но она появится обязательно. Не напрасно же этот спектакль в одночасье сделал Алана Плателя персоной, к которой прониклись пиететом зрители Пины Бауш и Жозефа Наджа.

Успешный директор-режиссер Андрейс Жагарс делает невозможное, а именно – устраивает регулярные гастроли Латвийской оперы в Москве. От этого они не перестали быть интересны, поскольку у театра особые счеты с традицией: то ли он освобождается от старых влияний, то ли так уж стремится скорее стать европейским, а скорее, и то, и другое. Вот вам пример: Катерину Измайлову с изведенным ею семейством здесь поселили на рабочей окраине условно постсоветского городка. На купеческом дворе надрывается телевизор и томятся страстью герои. Коллеги уверяют, что «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (17, 18.10) выглядит в этом обличье просто замечательно. Надо полагать, что и «Кармен» (20, 21.10) не подведет.

Другая гастрольная сенсация: впервые в России десант из кровавого римского амфитеатра Арена ди Верона (18, 19.10). Нет, конечно, не гладиаторов. Уже век здесь располагается ежегодный летний фестиваль, через сцену которого прошли едва ли не все мировые оперные легенды от Марии Каллас до Риккардо Мути. Компания едет крайне представительная: солисты, оркестр и хор театра Арена ди Верона с приглашенным дирижером Марией Эклунд. Было бы странно, реши они исполнять что-нибудь кроме классической итальянской оперы, так что предвкушайте сцены и арии из самых заслуженных опер. Гвоздем концерта назначен Винченцо Ла Скола, победитель конкурса «Вердиевские голоса» и просто «тенор года». Наслаждайтесь, пока эти голоса не растиражированы в масс-медиа в промышленных масштабах.

С 12 по 27 октября пройдет уже седьмой фестиваль Ars Longa. Предприятие Российского фонда культуры, этот фест всегда умело сочетал выходы на сцену мэтров вроде Башмета, Вирсаладзе, Рудина, Пекарского с представлением молодых звезд. Программа рассчитана на две недели и в ней несколько особо любопытных концертов. Обратите внимание на открытие – здесь играют лауреаты последнего конкурса имени Чайковского, на концерты «Красная стрела» (19.10) с вечной темой двух культурных столиц, на вечер французских музыкантов из Канн с их «Серенадой Виски» и Кельтской сюитой для волынки и оркестра (16.10). А еще, отдельно, на идеально тактичный концерт памяти Анны Политковской «Вокализ для ангела» (14.10), на котором четверка блестящих российских музыкантов играет Брамса и «Квартет на конец времени» Мессиана.

На главной музыкальной сцене первый в этом сезоне «Корсар» (11, 13.10). Цвет Большого балета ведет старинные партии с необыкновенными легкостью и вкусом. Сцена «Оживленный сад» – законченный шедевр, за который непонятно, кого благодарить: то ли гениального автора Мариуса Петипа, то ли постановщиков Ратманского и Бурлаку, что не поленились его раскопать и очистить от пыли.