Эксперименты в области новой драмы соседствуют в афише недели с драмой классической и признанной – например, с «Горем от ума» в постановке Любимова.

О любимовской премьере мы писали уже не раз. Истинные театралы согласятся: драйва и энергии в постановках патриарха нашего театра, которому в эти дни исполняется 90 лет, хватит на целую ватагу молодых режиссеров. Кто только ни прошел через его «Таганку» за 40 с лишним лет ее существования – поучиться у Мастера мечтали и мечтают многие. Илзе Лиепа, например, согласилась выступить в «Горе от ума» в маленькой роли Наталии Дмитриевны Горич. Взглянуть, как вписывается балетная прима в компанию нынешних актеров Любимова, а также услышать, как звучит текст комедии Грибоедова, перелицованный заново, можно будет в ближайшие дни.

Если очень поторопиться, еще можно успеть и на «Квартет» Маттиаса Лангхоффа – признанный режиссер поставил вполне экстремистскую пьесу Хайнера Мюллера, переписавшего языком новой драмы роман Шодерло де Лакло «Опасные связи». Куртуазных любовников времен Великой французской революции (они же обитатели современных трущоб) играют французские звезды Мюриэль Майетт и Франсуа Шатто. 

«Жизнь и судьбу» Льва Додина тоже пропускать не стоит – Додин хоть и считается живым классиком нашей режиссуры, но, похоже, европейцы видят его премьеры чаще, чем москвичи.

А теперь настал черед новой драмы. Сам фестиваль в этом году состоит не столько из спектаклей, сколько из читок – это значит, что актеры и режиссеры будут импровизировать, читая по ролям новые пьесы. Если вы уже бывали на подобных мероприятиях, то знаете, что выглядит это очень забавно. К тому же, именно в ходе читок можно услышать сегодня то, что завтра будет суперпопулярно.

В программе читок – пьесы Юрия Клавдиева, Михаила Дурненкова, драматургов Канады и Латвии. Добавим, что хитрые кинопродюсеры, которые сегодня все чаще черпают идею в театре, уже купили одну из пьес для нового фильма Алексея Балабанова.

Если же читкам вы предпочитаете спектакли, то десять постановок, вошедших в фестивальную афишу – одна другой интереснее. «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Синий слесарь» по пьесе Михаила Дурненкова можно посмотреть и после фестиваля, а вот моноспектакль литовского актера и режиссера Бенас Шарка – только на «Новой драме». 44-летний неформал, сохранивший повадки хиппи и ностальгию по советской эпохе, назвал свой театр «Глюки», а нынешний спектакль – «Топор соси». Хулиганское название вполне отвечает сути: свой монолог герой Шарка произносит на русском, обильно сдобренном ненормативной лексикой, под аккомпанемент звона бутылок «самой дешевой в Евросоюзе водки» и песен Булата Окуджавы, льющихся из старого приемника.