23 сентября на сцене театра Et Cetera покажут спектакль корифея российской режиссуры Льва Додина «Жизнь и судьба», поставленный по запрещенному в СССР роману Василия Гроссмана. Париж уже рукоплескал этому спектаклю стоя, теперь – наша очередь

Малый Драматический часто называют театром Льва Додина. Они даже родились в один год – 1944. Тогда, в нелегкие военные годы, театр по мысли ленинградских чиновников должен был поднять моральный дух горожан и вселить в них уверенность в будущем. Эту задачу МДТ выполняет до сих пор, правда, состав его аудитория оказался значительно шире, чем предполагали создатели, – в 1998 году театра получил статус Театра Европы, третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане.

Областной Театр Европы
Но пророки  в своем Отечестве отыскиваются не сразу… Не зря же МДТ достаточно долго в шутку называли Областным Театром Европы. Это была, пожалуй, единственная в мире труппа, гастролировавшая по самым статусным сценам мира и…по сельским клубам Ленинградской области.

Сотрудничество Додина с МДТ началось в 1975 году, а 1983 он стал его худруком, в состав труппы вошли два выпуска его учеников из ЛГИТМиКа. Как это часто бывает, именно из студенческого спектакля, поставленного Додиным на актерском факультете, вышли и идеи, и труппа театра.

Со студентами Додин подготовил спектакль «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова. Молодые исполнители вместе с режиссером-педагогом провели лето в северной русской деревне, среди реальных персонажей абрамовской прозы. Перенесенная на сцену МДТ трилогия по Абрамову оказалась тем самым спектаклем, который переворачивает представления о границах театра и возможностях сцены.

Где бы ни игрался спектакль за 20 лет своего существования, на глаза зрителей всегда наворачивались слезы – слезы сострадания нелегкой, шершавой жизни обитателей послевоенного советского села. Так, исколесив весь мир, «Братья и сестры» вошли в разряд спектаклей-легенд – вместе с «Арлекином» Стрелера или «Махабхаратой» Брука.

Пути и судьбы
Относясь к типу режиссеров-философов, для которых постановки – способ познания мира, Лев Додин именно с «Братьев и сестер» начинает одну из важных тем своего творчества – размышление о пути и судьбе России. По спектаклям МДТ можно восстановить хронику жизни нашей страны за последние десятилетия. В репертуаре МДТ есть и постановки по западным классикам, но важнейшие авторы для Додина – Достоевский, Чехов, Абрамов, Гроссман, современные русские прозаики и драматурги от Александра Галина до Сергея Каледина. Слова Додина, произнесенные после работы над «Бесами» Достоевского, в сущности, можно отнести ко всему репертуару МДТ: «мы утешались и отравлялись самопознанием».

Театральный роман
Вышедшая в конце прошлого сезона «Жизнь и судьба» по Василию Гроссману продолжила линию «романных» спектаклей на сцене МДТ. Набрав в 2003 актерский курс в ЛГИТМиКе, Додин все пять лет работал со студентами над 800-страничным романом, ездил с ними в Норильск и в Освенцим, заставляя молодых людей, далеких от реалий военного времени, пристально всматриваться в те круги ада, что прошли герои Гроссмана.

«Мне ребята говорят, что им очень трудно, что их не поддерживают дома. И у большинства родители – сталинисты. Не с партийным билетом, но которые считают, что все было правильно и оправданно. И так все: от пролетариев до бизнесменов…», – сетовал Додин в интервью перед премьерой.

И все-таки он выиграл! Премьера «Жизни и судьбы» прошла в Париже – и Париж рукоплескал ей стоя. Поясним, что на Западе роман Гроссмана считают великим произведением ХХ века, а судьба его такова: в1960 году рукопись «подрывного» романа была изъята спецслужбами. И только в 1980 чудом сохранившийся рукописный экземпляр был опубликован в Швейцарии. В СССР роман вышел лишь в 1988 году.

После Парижа «Жизнь и судьбу» сыграли в Норильске, там, где проходит часть действия романа, в трагически известном Норильлаге, и только потом – дома, для петербургской публики. Назвав свой роман «Жизнь и судьба», Василий Гроссман написал о стране и людях, попавших в страшный дырокол истории, о людях, уничтожаемых военной и государственной машиной, становящихся лагерной пылью, и о том, как можно противостоять этому уничтожению.

Воскресение
Есть прекрасное определение – «режиссер в силе», означающее, что в своей профессии человек может все. Лев Додин сейчас – режиссер в силе. Его «Жизнь и судьба» головокружительна по свободе, с какой здесь играют временем и пространством, бытом и символом, психологической правдой и абсолютной условностью. Сцены идут внахлест. На авансцене – стол семьи Штрумов, а за волейбольной сеткой (она же лагерная проволока) – шеренга заключенных на перекличке. Сначала гулаговский лагерь, потом фашистский концлагерь.

В жизненном пространстве все происходит, действительно, одновременно: у одних ночь любви, у других – ночь перед казнью. Люди еще спорят друг с другом, а их участь уже решена. Додин сохраняет вязь сюжетов: жизни абсолютно полярных людей сплетаются в единый образ народа, который оказался заложником в очередных поворотах истории.

Каждому из персонажей дан момент крупного плана – момент, когда решается – ломается судьба. …Гениальный физик-ядерщик Виктор Штрум (Сергей Курышев), прошедший смертный искус и не покаявшийся, стоит у стола с мерзким листком, который ему принесли на подпись: «как человеку, имеющему имя на Западе». Он лихорадочно перебирает аргументы, чтобы отказаться. И с ужасом понимает, что нет у него душевных сил для противостояния.

…На авансцене стоит врач Анна Штрум (Татьяна Шестакова), попавшая в немецкое гетто и ждущая своей участи, – и все не может дописать прощальное письмо сыну. Анна Штрум – камертон спектакля и один и из главных его прозрений. Ломкий нежный голос кажется почти бестелесным, точно говорит душа, уже покинувшая тело и вся растворившаяся в последней нежности и боли: «Только ты живи, мой мальчик, главное – живи!».

На ставший штампом вопрос: чем будет воскресать наш театр, можно сейчас уже можно уверенно ответить – «Жизнью и судьбой».

Только факты:
1. Самый знаменитый спектакль МДТ (остается в репертуаре театра с 1985 года) – «Братья и сестры».
2. Самый продолжительный спектакль МДТ (9 часов) – «Бесы».
3. Самый красивый спектакль (водный бассейн, разноцветные гирлянды лампочек, кораблики с зажженными свечами, плывущие по воде) – «Пьеса без названия» – по ранней чеховской пьесе «Платонов», она же «Безотцовщина».
4. Самый музыкальный спектакль (актеры играют практически на всех музыкальных инструментах, а в момент кульминации герой играет на висящем в воздухе рояле большим пальцем ноги) – «Гаудеамус».
5. Самый долго репетировавшийся спектакль (готовился пять лет, пока учился в СПГАТИ последний из курсов, пополнивших труппу МДТ) – «Жизнь и судьба».