Начиная новый сезон, театры наперебой показывают лучшие постановки сезона прошлого, а Театр-студия п/р Олега Табакова, (именуемая в просторечии «Табакеркой») уже выпускает премьеру. 

Рассказывают, что в 1989-м рок-звезда Игорь Сукачев посмотрел «Затоваренную бочкотару» то ли 7, то ли 9 раз. Он и до сих пор считает, что ранние российские видеоклипы – родом оттуда. Евгений Каменькивич стал одним из первых, кто нашел театральный язык, адекватный современной прозе. В подзаголовке его спектакля значилось: «Повесть с преувеличениями и сновидениями». Сюжет, в котором по разбитым дорогам нашей родины колесит допотопный грузовик, груженый не только бочками, но и чудаковатыми персонажами, то и дело прерывался их фантастическими снами, письмами далеким родным и поисками диковинного жука фотоплексиса. Теперь весь этот фантастический коктейль из реалий советской действительности, гротеска и юмора подает зрителю молодое поколение «табакерцев».

Рассказывает Евгений Каменькович: «Это только Табакову могло придти в голову – я бы сам никогда не решился восстанавливать «Бочкотару» с молодыми, но Олег Павлович сказал, что это нужно хотя бы для того, чтобы познакомить молодых с прозой Аксенова. Когда начали репетировать, выяснилось, что ни одни человек из нового поколения театра повесть не читал, а когда прочитали – удивились, восхитились и стали ходить на репетиции…»

Сумеет ли новое поколение возродить «Бочкотару» станет ясно в ближайшие дни, а пока – заглянем на спектакли, уже проверенные в прошлом сезоне. В Мастерской Петра Фоменко идет «Самое важное» – театральная версия нашумевшего романа Михаила Шишкина «Венерин волос», поставленная тем же Евгением Каменьковичем. Театралам предоставляется возможность сравнить, как изменился почерк режиссера за минувшие 17 лет.

На Малой сцене МХТ идет «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова – один из самых лучших, и уж точно самый страшный спектакль прошлого сезона. Слабонервным лучше остаться дома. Всем остальным скажем, что, во-первых, их ждет встреча с виртуозно сделанным спектаклем, а во-вторых, сюжет Мартина Макдонаха можно назвать триллером, фантастикой, трагикомедией – чем угодно, только не реалистичной пьесой. Комментарии к спектаклю от исполнителя главной роли читайте в интервью с Анатолием Белым.

В Театре на Малой Бронной вновь дают «Много шума из ничего». Молодой Константин Богомолов перенес действие комедии Шекспира из Италии времен Возрождения в итальянские Мессины времен Мусоллини. «Мессинское время 17 часов. На восточном фронте одержана значительная победа…». Исторического правдоподобия и единства времени ждать, конечно же, не стоит. Нацистские офицеры Бенедикт и Клавдио в исполнении Михаила Полицеймако и Григория Сиятвинды попадают в комические ситуации на манер немецких трофейных фильмов, их командир (Сергей Перелыгин) вдруг затягивает под гитару «Смуглянку-молдаванку», а стража в саду Дона Леонато и вовсе распевает «Этот поезд в огне…». Словом, «Много шума из ничего» – зрелище яркое, забавное, но довольно сумбурное. Однако зал Малой Бронной – впервые за долгое время – заполнен до отказа.

Напоследок вернемся в «Табакерку». Там идет одна из удач прошлого сезона – «Женитьба Белугина», поставленная Сергеем Пускепалисом. Ученик Петра Фоменко и худрук Магнитогорского театра драмы, Пускепалис в прошлом и сам был актером. Поэтому поставил яркий, сочный спектакль с целой россыпью удачных актерских работ. Главную роль – юную бесприданницу, одержимую страстью к роскоши и желанием блистать, – играет восходящая кинозвезда Лина Миримская. Роковой соблазнитель чуть было не ввергает ее героиню, вышедшую замуж за богатого и нелюбимого купца, в пучину порока. Но фантастика и здесь берет верх над обыденностью – девушка возвращается в лоно добродетели. Что поделать, великий реалист Островский в старости очень любил хэппи-энды.